Проблемы и перспективы применения факторинга в деятельности компании "М-Видео"
Российский факторинг достаточно молод, активные операции начались менее 10 лет назад, более или менее приличные объемы пришли лишь два-три года назад. По итогам 2008 г. доля факторинга в ВВП России составляет 1,45%. Для рынка с десятилетним стажем это немало и в то же время в сравнении с мировыми показателями (до 13%) - немного, так что потенциал для роста очевиден.
Российский рынок, безусловно, ориентировался на зарубежный опыт, в частности на британскую модель. Но сама услуга достаточно гибкая, поэтому даже в рамках одной страны в течение десятилетия какой-то вид факторинга может стать основным, а какой-то - отойти на второй план. В России в отличие от зарубежных стран нет сложившегося коллекторского рынка, нет адекватных по качеству и цене предложений по страхованию факторинговых операций, недостаточно развиты ИТ-решения для факторингового бизнеса. Требуются время и усилия всех участников рынка факторинга для ликвидации этих узких мест.
Сокращение предложения на денежном рынке продолжилось, что привело к росту ставок. Выросли требования к потенциальным клиентам, участники рынка стали внимательнее оценивать риски финансирования, что привело к увеличению числа отказов в финансировании поставок в адрес дебиторов с недостаточной платежной дисциплиной либо испытывающих фундаментальные экономические трудности.
Для факторинга традиционно ударным является четвертый квартал, на который приходится пик распродаж, большие расходы домохозяйств и корпоративных клиентов.
С учетом того, что рынок факторинга вошел в полосу стагнации, о росте говорить рано - по крайней мере до октября. Стабильность портфелей сегодня обеспечивают производители и поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса в низкой и средней ценовых категориях. Эти сегменты обеспечивают наибольшую скорость оборачиваемости товаров и инкассации выручки, за них потребители "голосуют ногами". Другим значимым источником объемов факторингового бизнеса является урожай-2009, пик операций придется на конец III - начало IV кварталов. Со стороны производителей и дистрибьюторов продукции АПК уже наблюдается рост заявок на финансирование.
Среди основных преимуществ факторинга для компании "М-Видео" можно выделить следующее:
1. Дополнительное беззалоговое финансирование.
2. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности.
3. Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя.
4. Упрощение планирования денежного оборота.
5. Увеличение товарооборота.
6. Усиление контроля за оплатой текущей задолженности.
7. Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты.
8. Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств.
9. Более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту.
10. Планирование графика погашения задолженности.
11. Увеличение покупательной способности.
Основные различия между такими банковскими продуктами как кредит и факторинг для компании "М-Видео" представлены в табл.3.1.
Таблица 3.1 Сравнение банковских продуктов для компании "М-Видео, предоставляемых ОАО "Промсвязьбанк"
Факторинг |
Кредит |
Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента |
Кредит возвращается Банку заемщиком |
Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней) |
Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года |
Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара |
Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день |
При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуется |
Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк |
Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется |
Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа |
Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента |
Кредит выдается на заранее обусловленную сумму |
Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара |
Кредит погашается в заранее обусловленный день |
Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры |
Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов. |
Факторинговое финансирование продолжается бессрочно |
Погашение кредита не гарантирует получение нового |
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое |
При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг |