Проблемы и перспективы применения факторинга в деятельности компании "М-Видео"

Факторинговые компании, накопившие длительный опыт работы на рынке, располагают всей необходимой информацией о деловой репутации и наличии прецедентов несвоевременного выполнения обязательств дебиторами. В связи с этим факторинговые компании могут рассматриваться как своеобразные кредитные бюро, имеющие информацию о платежной дисциплине хозяйствующих субъектов. Кроме того, факторинговые компании используют различные эффективные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика.

Факторинговые компании, по сути, осуществляют страхование рисков предприятия, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок. В результате у предприятия могут возникать проблемы, связанные с недостаточностью оборотного капитала и, соответственно, с расчетами с его кредиторами.

Вместе с тем, практическое применение факторинга не исключает использование традиционных банковских и страховых инструментов. В большинстве случаев наибольшая эффективность достигается именно за счет рационального сочетания кредитования и факторинговых схем. Например, кредитование используется в инвестиционной деятельности предприятия, а факторинг является источником пополнения и наращивания оборотного капитала.

Таким образом, бесперебойное и эффективное функционирование компании "М-Видео" во многом напрямую зависит от возможностей сохранять / расширять рынки сбыта, обеспечивать достаточность оборотного капитала. Первое определяется конкурентоспособностью предлагаемого продукта, проводимой маркетинговой политикой и возможностью эффективной работы с потребителями продукции, в том числе - на условиях отсрочки платежа. Последнее может достигаться за счет использования факторинга, имеющего ряд важных преимуществ перед другими формами финансирования оборотного капитала.

Актуальность применения факторинга для компании "М - Видео" определяется тем, что компания долго боролась за доступ к дешевым и длинным деньгам, определяющим жизнеспособность стратегий развития бизнеса. "Кредитный рычаг" для торговых сетей просуществовал чуть более двух лет, пока весной прошлого года не "закрылся" рынок облигаций, а осенью - кредитный рынок. Собственники компании считают, что получить внешнее финансирование в текущей ситуации возможно либо продав долю в бизнесе стратегическому инвестору, либо заложив ее банку-кредитору.

Договор факторинга предлагается заключить с "Промсвязьбанком". В конце 2008 года "Промсвязьбанк" решился провести массированную экспансию в ритейл в качестве финансового агента, предлагающего краткосрочное беззалоговое финансирование поставок с отсроченным платежом, получившее известность как "факторинг". Изначально факторинг предлагался поставщикам торговых сетей. Для них отсрочка платежа в один-два месяца могла обернуться кассовым разрывом. С факторингом они получали до 90% суммы поставки в течение одного-трех рабочих дней и могли закупать новую партию товара для поставки в сети. Да и сами сети росли очень активно, "нагружая" поставщиков требованиями к объемам поставок в новые торговые точки. Это касалось не только продуктовой розницы, но и non-food сегмента, бытовой техники, DIY.

Сегодня факторинг становится актуальным для компании "М-Видео". При этом факторинг должен использоваться как финансовый инструмент в комплексе взаимоотношений с ключевыми поставщиками. Причем не только для установления и сохранения более длительных отсрочек, но и для прямой поддержки поставщиков, испытывающих финансовые трудности.

Короткие деньги без залога по приемлемым ставкам. Это ключевое преимущество для поставщиков и для ритейлеров, которые могут увеличить сроки кредитования со стороны поставщиков за счет увеличения отсрочек. До кризиса с факторингом конкурировали овердрафты и кредиты на пополнение оборотных средств. Сегодня они практически недоступны для поставщиков торговых сетей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4