Задача обеспечения финансовой стабильности

Вести дискуссию о том, стоит ли государству вкладывать деньги к такие сферы или нет, бессмысленно, ибо никто другой, кроме него, этого делать не будет. Справедливости ради необходимо отметить, что в сознании многих членов правительства все-таки происходит поворот, у них уже зреет понимание того, куда государство может тратить деньги. Но возникла другая проблема: государство в его нынешнем виде не в состоянии эффективно заниматься хозяйственной деятельностью, непосредственно связанной с реализацией его функций, например, такой, как осуществление государственных закупок, необходимых для оказания государственных услуг. Когда были низкие цены на нефть, это неумение оправдывалось нехваткой денег. Что же изменилось после модернизации государственных структур?

Даже в структуре федеральных агентств нет департаментов, которые могли бы реально "делать дело", эффективно осваивать деньги. В России по-прежнему нет дееспособного государственного хозяина. Государство в лице административного аппарата разучилось (если вообще умело) вести бизнес, его деятельность не просто неэффективна, она вообще не осуществляется. Счетная палата РФ постоянно проверяет расходование государственных средств и сталкивается с ситуацией, когда деньги получены, но не использованы и возвращены в бюджет.

3. Возможна и такая форма применения накопленных финансовых ресурсов, как частно-государственное партнерство на возмездной основе, когда доходы от вложений государственной собственности возвращаются "живыми" деньгами в бюджет страны. Придумали инвестиционный фонд, размер которого составляет около 79 млрд. руб., но давать и эти деньги нельзя, поскольку опять все "утечет в песок". До сих пор нет действенного механизма разработки и реализации федеральных целевых программ. Доходы бюджета практически расходуются на бесконтрольное финансирование государственных инвестиционных программ, которые далеко не всегда отвечают общенациональным интересам и качество которых недопустимо низкое. Основная причина — отсутствие четко установленных критериев и приоритетов осуществления капитальных вложений в рамках этих программ. Кроме того, в инвестиционную программу включают несколько отдельных программ, каждая из которых предусматривает свои цели, а зачастую и принципы планирования. Финансирование этих программ осуществляется через различные каналы в рамках федерального бюджета, некоторые из них получают средства из нескольких каналов.

Остаются несовершенными последующая оценка результатов и контроль за их реализацией. Основное внимание в ходе контроля уделяется исключительно использованию финансовых ресурсов, поэтому проверки не позволяют оценить, соответствуют ли затраты полученным результатам. Средства из бюджета нередко выделяются на ослопе фактически проведенного освоения средств, без учета того, выполняется ли работа в соответствии с техническими заданиями и спецификациями. Неэффективность реализации и неадекватность систем контроля качества наглядно проявляются в удлинении сроков завершения проектов и в превышении проектных затрат. Оценка программ государственными заказчиками по-прежнему является абсолютно недостаточной. Соответственно реального увеличения средств на эти программы в трехлетнем бюджете не происходит: планируемый прирост расходов на них меньше, чем инфляция: 1! 2005 г. на них выделялось 267 млрд., в 2006 г. — 287 млрд. руб. Очевидно, это правомерно.

Перейти на страницу: 1 2 3