Задача обеспечения финансовой стабильности
Суть проблемы даже не в объеме этих инвестиции, а в разумном выборе сфер государственных вложений. Для России — это вложения в первую очередь в строительство дорог и коммуникаций. Отрадно, что правительство уже почти достигло единодушия в том, что деньги можно вкладывать в инфраструктуру. Эти инвестиции стабилизируют инфляцию, поскольку представляют собой отложенный спрос, в значительной мере сдерживающий рост денежной массы. Кроме того, вложения в науку, транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру, энергетику и т.п. не только обеспечивают решение проблем развития частного сектора, но и дают мультипликативный эффект.
Итак, "верхи" уже почти договорились о том, что можно тратить средства на инфраструктуру, но в который раз споткнулись на собственной недальновидности. Оказывается в России до сих пор нет эффективных институтов рынка, из-за чего она теряет, по некоторым экспертным оценкам, как минимум 2-3% роста ВВП. Единственная возможность создать опорные точки будущего экономического роста — это провести системные преобразования действующих рыночных институтов.
Но даже в такой ситуации пока еще не все выходы в экономику заблокированы для государственных инвестиций. Государственные заказы — это тоже инвестиции в производственную сферу, поскольку они создают возможности для хозяйствующих субъектов иметь определенный и стабильный сбыт продукции. Главные же государственные инвестиции — это инвестиции социального характера, инвестиции в человеческий капитал: образование, науку и в определенной мере в здравоохранение. И опять возникает извечный российский парадокс: вроде бы понимание проблемы есть, но только на уровне деклараций.
О чем свидетельствует статистика? Возьмем все тот же проект перспективного финансового плана России на 2006-2008 гг., только что одобренный правительством. Сколько вкладывается, например, в образование ? В 2005 г. - 155,4 млрд. руб., в 2006 г. - 168,2 млрд. (+8,2%), в 2007 г. - 171,5 млрд. (+ еще 2%) и в 2008. г. -174,9 млрд.руб. (+ еще 2%, или +12,5% к базе). Предусмотренная правительством доля средств на образование в расходах федерального бюджета составит в 2008 г. 3,6%, Фактический прирост государственных вложений едва превышает ожидаемые темпы инфляции. Поэтому говорить о достаточности этих вложений даже для простого воспроизводства в рассматриваемой сфере нет оснований. Правительство при разработке, например, программы развития образования должно правильно сформулировать целевую установку повышения уровня образования как общего, так и профессионального, определить критерии его качества, стандарты и сформировать государственный заказ на квалифицированных специалистов именно тех специальностей и направлений, которые обеспечивают реальный сектор квалифицированными трудовыми ресурсами. С этих позиций повышение заработной платы работников образования — одна из форм государственных инвестиций в человеческий капитал. Это уже целенаправленная деятельность государства по обеспечению условий и качества развития экономики, а не просто расходы социального характера Довольно показательным примером могут быть и государственные вложения в восстановление ветхого фонда жилья. Во-первых, лукавые чиновники вообще постарались убрать эту проблему с глаз долой: по их отчетности, в России всего 1% ветхого жилья; значит, проблемы как таковой нет и финансирование здесь не требуется. Правительству с его проблемой "лишних денег" даже невдомек, что это реальная общественная потребность, которую оно должно удовлетворять.