Задача обеспечения финансовой стабильности
Задача обеспечения финансовой стабильности не может быть трансформирована, в задачу самодостаточности фискальной политики федерального бюджета. Монетарная политика — не самоцель, а снижение инфляции нельзя достигать любой ценой.
На протяжении пяти последних лет прогнозы по инфляции никогда не совпадали с фактическими ее уровнями, поскольку были ориентированы только на методы денежного регулирования. Правительство не предусматривает активных мер по поддержанию низкого уровня инфляции в промышленности и по созданию условий для экономического роста (прежде всего по повышению конкурентоспособности отечественной продукции за счет снижения затрат па производство). В первую очередь это относится к его политике регулирования цен в сфере деятельности естественных монополий, которая является одним из важных условий достижения указанной цели. Конкретных мер в этом направлении практически не принимается, поэтому, несмотря на оптимистичные прогнозы, инфляция упорно держится на уровне 10-11% в год. Последнее обстоятельство является еще одним аргументом, доказывающим, что даже инфляцию преодолеть только монетарными методами невозможно.
В сложившейся ситуации правомерно поставить вопрос о практической ценности принимаемых перспективных решений в трехлетнем бюджете до 2008 г. Дело в том, что из-за отсутствия экономических механизмов их обеспечения они не могут быть воплощены в жизнь. Сегодня, когда государство озабочено проблемой, "куда деть лишние деньги", могут быть приняты различные решения. Рассмотрим их варианты.
1. Казалось бы, самое правильное из них заключается в том, чтобы существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес и создать условия для стимулирования реинвестиций частного капитала (такие разговоры уже ведутся) без государственных инвестиций. Но правительство вряд ли выберет этот вариант. Проблема заключается в самом государственном аппарате: между ним и бизнесом — пропасть.
Как правило, собственник-производитель ждет от государства не бюджетных "подачек", а определенных гарантий, которые обеспечивают единые правила игры на рынке для всех производителей и свободный перелив инвестиционного капитала по каналам финансового рынка. Государственный же аппарат всеми своими действиями создает атмосферу недоверия к самому институту власти. Подтверждением этого служит беспрецедентная утечка капитала за рубеж именно и последние годы. Для того чтобы производитель перестал "перестраховывать" свой капитал, требуется разработка комплексной системы мер, о чем было сказано выше.
Найти общий язык с бизнесом правительство сможет только в том случае, если, в конце концов, осознает логику современного экономического развития: разработка инвестиционной политики начинается с принятия хозяйственных решений на уровне собственника-производителя, интересы которого получают окончательное выражение к формировании приоритетов, отражающих общенациональные потребности на народнохозяйственном уровне. Инвестиционная политика государства должна обслуживать интересы собственника, а не наоборот.
2. При наличии "лишних денег" возможен и такой вариант действий: государство само распределяет в интересах экономики, замороженные финансовые ресурсы. Из мировой практики известно, что прямые государственные инвестиции (вложения в основные фонды или новое строительство), как правило, не самые эффективные, поскольку это сфера деятельности преимущественно частного капитала, ориентированного на рыночный спрос. Вместе с тем в сложившейся ситуации определенную часть указанных финансовых ресурсов можно направить па решение застаревших проблем. Наиболее эффективны государственные прямые инвестиции в инфраструктуру, которые обеспечивают частному бизнесу благоприятные и равные для всех условия.