Антикризисное управление финансами предприятия
Таким образом, налогоплательщики получили широкие возможности, манипулируя размерами амортизационных начислений, влиять на сумму своей прибыли.
Глава 25 НК РФ дает возможности заметно расширить расходы предприятия по сравнению с предыдущим законом о налоге на прибыль предприятий и организаций, уменьшая налогооблагаемую базу. Значительно расширены входящие в себестоимость продукции расходы на обязательное и, главное, добровольное страхование имущества. Признаются расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Расширен состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Сняты или расширены многие прежние ограничения. Определен значительный круг внереализационных расходов.
Это так же позволяет предприятию широко маневрировать ресурсами, определяя свою финансовую и в том числе налоговую политику.
Вернемся к льготам по налогу на прибыль организаций. Выше мы сказали, что отдельные виды налоговых льгот продолжают действовать в течение определенного срока и ими можно и нужно пользоваться, оптимизируя налоговые платежи. Так, налоговые льготы по вновь созданному производству, если период его окупаемости не истек, действуют до окончания срока окупаемости объекта, но не свыше трех лет от начала использования льготы.
Налоговые льготы в отношении налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные представительными органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления и действующие по состоянию на 1 июля 2001 г., продолжают действовать до окончания срока, на который они были предоставлены или до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Налоговые льготы организациям, осуществляющим целевые социально-экономические программы жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, действуют до завершения данных программ. Это относится к программам и проектам, осуществляемым за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи иностранных и международных организаций.
Такой же порядок постепенной отмены налоговых льгот установлен для организаций, осуществляющих программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.
С 1 января 2002 г. отменена налоговая льгота, связанная с содержанием на балансе градообразующих организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых, жилищного фонда и т.д. Но взамен этого в составе прочих расходов принимаются к вычету из доходов для исчисления налогооблагаемой прибыли расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы по содержанию объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Расходы принимаются с теми же ограничениями, с какими действовала в предыдущие годы налоговая льгота. То есть в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения данных хозяйств.
Так же с 1 января 2002 г. отменена налоговая льгота для общественных организаций инвалидов, предприятий, находящихся в их собственности, а так же организаций, использующих труд инвалидов (с числом их не менее 50% от общего числа работников). Но в состав прочих расходов включены расходы, осуществленные указанными предприятиями, организациями и учреждениями в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
Итак, даже при проводимой законодателями налоговой политике на отмену льгот налог на прибыль организаций позволяет решать задачу оптимизации налоговых платежей.
Что касается налога на добавленную стоимость, который регулируется гл. 21 НК РФ, то налогоплательщик в ряде случаев имеет возможность снизить общую сумму налога. Помимо установленных налоговых вычетов крупную льготу могут иметь индивидуальные предприниматели и организации малого бизнеса. В соответствии со ст. 145 НК РФ они имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности одного миллиона рублей. Освобождение от налога производится на двенадцать последовательных календарных месяцев. Освобождение от налога не распространяется на хозяйствующих субъектов, реализующих подакцизную продукцию, и не распространяется на случаи ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.