Антикризисное управление финансами предприятия
Статья 108 НК РФ провозглашает, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. А именно: лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в пользу налогоплательщика. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
В прошлом, до принятия Налогового кодекса ответственность налогоплательщиков нередко возникала из-за ошибок, связанных с неясностью отдельных положений законодательства о налогах, с противоречивостью одних законов другим, а также законов и инструкций, допускавших их расширенное толкование. В настоящее время главы части второй Кодекса с 21-ой по 26-ю являются законами прямого действия и выпуск инструкций к ним, дополнительно толкующих и разъясняющих законодательство, не предусматривается. Но остается возможность противоречивости самих законов. Этот случай предусмотрен ст. 3, в седьмом пункте которой записано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Правда подтверждение неустранимости противоречий требует процедуры административного, а порой и судебного разбирательства. Обратим так же внимание читателя, что п. 7 ст. 3 НК РФ распространяется на налогоплательщиков и плательщиков сборов, но не распространяется на налоговых агентов.
Оптимизация налоговых платежей требует детального изучения налогового законодательства. Причем не только федерального, но что очень важно регионального и местного. Речь идет о территории, на которой находится данная организация, а также ее филиалы, обособленные подразделения или какие-либо объекты налогообложения. Это обстоятельство актуализировалось после введения в действие Налогового кодекса, который установил, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, а так же в собственности, которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 83). А далее организация привлекается к уплате региональных и местных налогов не только по месту своей основной налоговой регистрации, но и на других территориях. Там не только существуют особенности налогообложения, но и различные ставки федерального налога на прибыль организаций (в части поступающей в региональные бюджеты). Отличаются в разных местностях налог на имущество предприятий, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, земельный налог, дорожный и транспортный налоги, налог на рекламу, лицензионные сборы. Налоговый менеджер при оптимизации налоговых платежей должен хорошо ориентироваться во всей системе налогов, сборов и пошлин, пользоваться предоставляемыми налоговыми льготами и вычетами, учитывать местные особенности исчисления и уплаты налогов.
Пользование налоговыми льготами и вычетами служит одним из основных инструментов оптимизации налогов. Нужно отметить, что вступление в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 НК РФ сузило возможности оптимизации за счет данного фактора по налогу на прибыль организаций. Ликвидировано много налоговых льгот. Но в некоторой части они все же сохранились. Некоторые из них постоянно, а некоторые на определенный срок. Это относится как к федеральным, так и к региональным льготам. Рассмотрим некоторые аспекты гл. 25. Ликвидировав почти все налоговые льготы, даже такие как инвестиционная льгота, при которой освобождалось от уплаты налога до 50% налогооблагаемой прибыли, если она направлялась на расширение и модернизацию собственного производства, и льгота предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров, гл. 25 все же определяет доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Так, на основании ст. 251 от налога на прибыль организаций освобождаются следующие доходы: