Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ
По мнению некоторых ученых, формирование эффективной модели бюджетного федерализма базируется на трех принципах:
1) разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходам между всеми уровнями власти;
2) наделение каждого уровня власти источниками доходов, достаточных для реализации установленных расходных полномочий;
3) применение на основе объективных критериев механизма трансфертов, который обеспечивает сглаживание дисбаланса «доходы-расходы» с целью достижения определенных стандартов в государственных услугах на всей территории страны.
Межбюджетные отношения – это отношения бюджетного федерализма между различными уровнями власти при организации и осуществлении бюджетного процесса.
Для определения места и роли межбюджетных отношений в бюджетном процессе, необходимо их функционально классифицировать по порядку движения денежных средств по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.
Классификация по порядку движения денежных средств выделяют:
1. По времени действия:
- постоянные межбюджетные отношения регулируются законодательными актами, которые регламентируют разграничение видов расходов и доходов между уровнями бюджетной системы на постоянной основе. Примером могут стать на федеральном уровне таможенные пошлины, на региональном уровне – транспортный налог, на местном уровне налог на имущество физических лиц;
- временные межбюджетные отношения ежегодно устанавливаются законами или решениями о бюджете, определяющими нормативы отчислений по уровням бюджетов по конкретным налогам и направлению расходов.
2. По типу распределения бюджетных средств:
- горизонтальный тип, при котором межбюджетные отношения осуществляются при распределении средств через фонды, образуемые в бюджетах вышестоящего уровня, и направлении их в бюджеты нижестоящего уровня;
- межбюджетные отношения по вертикальному типу осуществляются при установлении доходов по уровням бюджетной системы, как на долгосрочной, так и на временной основе.
3. По целям движения бюджетных средств с одного уровня бюджетной системы на другой, то есть направление денежных средств носит целевой характер.
Классификация по периоду планирования бюджета выражается в разграничении видов доходов и расходов между уровнями бюджетной системы в законодательных и нормативных актах.
Классификация межбюджетных отношений по периоду исполнения бюджета выражается в перечислении и получении денежных средств из одного уровня бюджета в другой.
Классификация по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса выделяет:
1) по этапам реализации бюджетного процесса;
2) по этапам управления бюджетным процессом, то есть мониторинг результативности и аудит.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
1. Принцип субсидиарности определяет основы вертикального распределения полномочий и позволяет более эффективно использовать средства и ресурсы, дает возможность выборным органам уровней выполнять свои полномочия в тесном контакте с населением, с полным пониманием его потребностей, обладая необходимой самостоятельностью принятии решений в рамках федерального законодательства. [Дементьев