Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ
В настоящее время межбюджетные отношения являются одной из центральных проблем не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и между субъектами федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации существует следующее определение межбюджетных отношений как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
По мнению А.Е. Суглобова, межбюджетные отношения можно рассматривать с двух позиций:
1) как экономическую категорию;
2) с организационно стороны (т.е. с точки зрения механизма реализации).
Если рассматривать межбюджетные отношения как экономическую категорию, то это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории РФ установленных Конституцией РФ социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться за счет бюджетов субъектов РФ с учетом их географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей.
С стороны механизма реализации межбюджетные отношения включают в себя взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:
- разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управлении разных уровней;
- разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней;
- бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.
Главными участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления. Центральным звеном системы межбюджетных отношений являются отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней по поводу формирования доходного потенциала бюджетной системы и отношения между бюджетополучателями и бюджетами, определяющие структуру расходов бюджетов всех уровней. [СУГЛОБОВ, С.32-33
]
Понятие межбюджетные отношения тесно связано с понятиями «бюджетный федерализм», «фискальная децентрализация», «фискальный федерализм», «фискальная анатомия».
Бюджетный федерализм представляет способ организации взаимоотношений бюджетов трех уровней бюджетной системы, который обеспечивает оптимальное и научно обоснованное распределение доходов и расходов бюджета, регулирует законодательное установление бюджетных прав и обязанностей сторон.
Федерализм как принцип государственного устройства предполагает достижение двух главных целей:
1) политического равноправия граждан и территорий;
2) экономического равноправия граждан и территорий.
Экономические цели федерализма в экономической теории называют фискальным федерализмом.
В научных исследованиях отмечается, что бюджетный федерализм имеет две модели: децентрализованный и кооперативный. Кооперативный бюджетный федерализм отличается от децентрализованного тем, что участие региональных и местных властей в распределении налоговых доходов и в бюджетном выравнивании более существенно и интенсивнее.