Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования здравоохранения
В настоящий момент в России на федеральном уровне существуют пять фондов межбюджетного регулирования:
Фонд финансовой поддержки регионов. Средства Фонда предоставляются в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам РФ;
Фонд компенсаций. Предназначен для исполнения расходных обязательств объектов РФ и/или муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом от 06.10. 1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федераций" и Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Распределение средств Фонда между субъектами РФ проводится в виде субвенций пропорционально численности соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативных расходов на реализацию обязательств;
Фонд софинансирования социальных расходов. Средства фонда в виде субсидий используются для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;
Фонд регионального развития. Создан для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. Средства фонда в виде субсидий предоставляются на реализацию инвестиционных программ (проектов) и федеральных целевых программ регионального развития;
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Средства Фонда распределяется между отобранными на конкурсной основе субъектами РФ (муниципальными образованиями), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных, муниципальных финансов, и направляются на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ может быть предусмотрено формирование резервных фондов. Резервные фонды представляют собой обособленную часть бюджетных средств, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти или органов местного самоуправления и предназначенных для финансирования непредвиденных расходов. Статьей 81 Бюджетного кодекса РФ образование резервных фондов законодательных (представительных) органов запрещается.
Традиционно формирование резервных фондов связывается с необходимостью финансирования расходов на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями. Между тем содержание непредвиденных расходов не ограничивается их экстренным характером, предполагая финансирование различного рода мероприятий, не предусмотренных на текущий финансовый год. Иными словами, за счет резервных фондов обеспечивается финансирование расходов, не предусмотренных законом (решением) о бюджете и определяемых решениями органов исполнительной власти.
В федеральном бюджете формируются резервный фонд Президента РФ, резервный фонд Правительства РФ, резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Общий размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета (ст.81 БК РФ). В свою очередь резервный фонд Президента РФ утверждается в размере не более 1% расходов федерального бюджета (ст.82 БК РФ). Ограничений по формированию резервных фондов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований Бюджетным кодексом РФ не предусматривается. Конкретный размер фондов устанавливается ежегодно при утверждении закона (решения) о бюджете.
В составе бюджетов субъектов РФ могут быть образованы региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований, региональные фонды компенсаций, фонды муниципального развития субъектов РФ, региональные фонды софинансирования социальных расходов и региональные фонды реформирования муниципальных финансов. Их функции аналогичны тем, которые возложены на соответствующие федеральные фонды межбюджетного регулирования.