Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования здравоохранения
Направления и пути совершенствования бюджетного финансирования в РФ непосредственным образом исходят из самих проблем.
Главная из них – размеры финансирования не соответствуют требуемому уровню. Важным фактором улучшения финансового обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования. Например, переход от закупок и ремонта старой медицинской техники и аппаратура на приобретение новой, высокотехнологичной. В четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Несмотря на то, что высокотехнологичная техника привлечен немало финансовых ресурсов на приобретение, в дальнейшем за счет универсальности, современности, энергосберегательности поможет значительно снизить расходы на свою эксплуатацию и содержание. Следует отказаться от экстенсивного пути финансирования здравоохранения и перейти на более выгодный интенсивный путь. Т. е. вместо того, чтобы оснащать медицинские учреждения старой техникой, рациональнее по возможности создавать универсальные высокотехнологичные медицинские центры с современной техникой, высококвалифицированными специалистами и большим перечнем предлагаемых услуг. Финансирование таких универсальных центров будет более рациональным и экономным.
Приобретение диагностического оборудования и машин "скорой медицинской помощи" следует осуществлять централизованно. В этих условиях проводить конкурсы на право заключения государственных контрактов на поставку медицинского оборудования, санитарного автотранспорта, лекарственных и диагностических средств и организовывать их поставку в конкретные медицинские учреждения.
Так средства, выделяемые из общественных фондов потребления на здравоохранение, в большей части должны проходить через местные бюджеты. Конечно это не исключает наличие крупных федеральных и региональных медицинских центров, финансируемых из соответствующих бюджетов. Но в общем оъеме ресурсов удельный вес средств, выделяемых местными органами власти на развитие подведомственной сети медицинских учреждений, видимо должно быть увеличен. Несмотря на то, что на территории городов расположена подавляющая часть медицинских учреждений, в настоящее время мы нередко являемся свидетелями, когда значительное число больниц находится в ведении вышестоящих органов (областных и республиканских). В этих условиях городские администрации не отвечают за результаты их деятельности, за недостатки в обслуживания городского населения, что отрицательно сказывается на контроле за уровнем и качеством медицинской помощи, использованием средств, выделяемых государством на эти цели.
В рамках программ государственных гарантий принять подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека.
Необходимо завершить отработку механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений.
В целях достижения равной степени обеспеченности населения страны, независимо от места проживания, услугами здравоохранения необходимо перейти к планированию расходов бюджета РФ на основе нормативных актов.
Создать нормативно-правовые акты, направленные на решение проблемы "разрыва" в оплате труда медицинских кадров узких специалистов и врачей общей практики.
Основные направление совершенствования системы бюджетного финансирования в целом
Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Для этого:
Первое. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде. Прежде всего, это касается выполнения обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования.
Необходимо также завершить формирование реестра расходных обязательств Российской Федерации и обеспечить его практическое применение при формировании федерального бюджета.