Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования здравоохранения
· организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта;
· содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
· деятельность средств массовой информации субъектов, РФ;
· обеспечение молодежной политики;
· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба;
· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
· проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
· финансовая поддержка муниципальных образований (ст.86 БК РФ).
Таким образом, приоритетное место в структуре расходов бюджетов субъектов РФ занимают расходы на финансовую поддержку муниципальных образований, а также государственную поддержку отдельных отраслей экономики региона.
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально-культурных учреждений, таких, как детские дошкольные учреждения, школы, медицинские и социальные учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления вправе:
· самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
· самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов; образовавшимися в конце финансовою года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
· получать компенсацию за увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.
Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:
· деятельность органов местного самоуправления;
· функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка;
· содержание муниципального жилого фонда, благоустройство и озеленение территории муниципального образования и иные мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства;
· муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения;
· организация наземного пассажирского транспорта общего пользования;
· деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления;
· деятельность средств массовой информации муниципальных образований;
· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий местного масштаба;
· обслуживание муниципального долга;
· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Таким образом, основные бюджетные ресурсы органов местного самоуправления (более чем на 50%) сосредоточены на финансировании жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и общего образования.
Совершенствование форм расходов бюджета является одним из основных направлений современной бюджетной политики в Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью предоставления финансовых ресурсов с учетом достижения заранее формализованных целей деятельности субъекта хозяйствования либо органа государственной власти (местного самоуправления), повышения его стимулов к сокращению расходов на производство государственных (муниципальных) услуг, усиления ответственности за результативность использования средств, расширения конкурсной основы в распределении бюджетных ресурсов.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст.5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст.12 и 130 Конституции РФ, лежат в основе разграничения расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации. Основная задача таких разграничений - закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач. Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом государственной власти либо местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.