Финансирование материального производства
Именно в сфере материального производства создается валовой внутренний продукт общества, а также первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы государства.
В федеральном бюджете на 2006 г. выделено на развитие сферы материального производства 339 3 млрд. руб. (около 8% всех расходов).
В последние годы произошли значительные изменения в структуре источников финансирования развития предприятий: возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В настоящее время финансы организаций основываются прежде всего на принципе самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюджетной системой по принципу "бюджета - нетто" Иначе говоря, организации привлекают ассигнования из бюджета при недостаточности собственных и привлеченных источников в финансировании текущих и инвестиционных затрат.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства определяется следующими обстоятельствами:
(1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
(2) сокращением участия государства в производственных инвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;
(3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному кругу продовольственных и промышленных товаров;
(4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой как путем исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, так и благодаря контролю за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
(1) финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;
(2) сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличить на этой основе экспортный потенциал страны;
(3) поддержка реализации высокоэффективных и быстропокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для этих проектов;
(4) сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
(5) создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
В общем объеме государственных дотаций преобладают расходы на возмещение из бюджета разницы в ценах. В целях поддержания уровня жизни населения сохранены дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственные товары, а также в отдельных отраслях экономики, нерентабельная работа которых явилась результатом использования регулируемых государством цен и тарифов (транспорт). Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемых в настоящее время из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. В расходах в сферу материального производства предусмотрено выделение дотаций из бюджета на покрытие убытков от реализации газа и других видов топлива населению.