Оперативно - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей
Отзыв инкассовых распоряжений на полную сумму или частично производится при условии отсутствия или уменьшения задолженности в бюджет у данного налогоплательщика, предоставления ему отсрочки (рассрочки) или введения внешнего управления. Работник по учету готовит письмо в кредитную организацию об отзыве инкассовых распоряжений или уменьшении сумм, предъявленных к взысканию по ранее выставленным инкассовым распоряжениям за подписями руководителя налоговой инспекции и начальника отдела учета и отчетности, которое скрепляется гербовой печатью.
Взыскание задолженности с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится путем выставления инкассовых распоряжений на их валютные счета в уполномоченных банках в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом руководитель (заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента. Связанные с указанной операцией расходы уполномоченного банка относятся на счет налогоплательщика или налогового агента.
При отсутствии средств на расчетных счетах организации, сборщика налогов или налогового агента производится взыскание налогов за счет иного имущества налогоплательщика (статья 47 НК).
По актам выездной проверки Требование об уплате налогов подготавливается соответствующим отраслевым отделом и вручается налогоплательщику одновременно с решением руководителя налогового органа (его заместителя) по акту проверки.
Задолженность по налоговым платежам и начисление пени. Отсрочки и рассрочки по платежам в бюджет.
Обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей считается исполненной налогоплательщиком начиная с даты списания денежных средств с расчетных счетов налогоплательщиков. Подтверждением факта уплаты являются дополнительное платежное поручение, представленное налогоплательщиком в налоговый орган с отметкой банка о дате списания средств с расчетного счета налогоплательщика и выписка лицевого счета. Неисполненная обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей определяется как разница между начисленными к уплате суммами налога, пеней, процентов, налоговых санкций и суммами денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщика.
При этом днем уплаты считается:
- при уплате наличными деньгами - день внесения в соответствующие кассы;
- при переводе денег по почте или кредитное учреждение;
- при перечислении сумм платежа со счета плательщика - дата предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика независимо от времени зачисления указанных сумм на соответствующий бюджетный счет;
- при изъятии наличных денежных средств налоговым инспектором и сдаче их по объявлению в банк (кредитное учреждение) - дата составления акта об изъятии (в реквизите ордера "назначение взноса" должны быть указаны номер и дата акта изъятия налоговым инспектором наличных денежных средств предприятия - должника).
Задолженностью перед бюджетом и внебюджетными фондами считаются не поступившие на соответствующие бюджетные счета суммы налога, пеней, финансовых санкций и штрафов, которые определяются, исходя из начисленных и фактически поступивших сумм (зачисленные на счета соответствующие счета по учету доходов) по указанным платежам.
Задолженность по налоговым платежам перед бюджетом включает недоимку и платежи, уплата которых отсрочена (рассрочена) в соответствии с действующим законодательством. Недоимкой по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, по которым производятся начисления в карточках лицевого счета, считается сумма каждого из указанных платежей, не поступившая на соответствующие бюджетные счета в установленный законодательным актом срок.
К недоимке так же относятся:
- дополнительно начисленные и не поступившие в бюджет (внебюджетный фонд) суммы налогов и других обязательных платежей по истечении срока уплаты, выявленные по результатам проверок нарушений налогового законодательства, проведенных налоговыми органами, органами налоговой полиции и другими, имеющими на это право органами;
- суммы подоходного налога, исчисленные предприятиями, учреждениями, организациями и иными работодателями, и не перечисленные или не полностью перечисленные ими в бюджет при получении средств на оплату труда или перечислении по поручениям работников причитающихся им денежных средств со счетов указанных организаций в банке, либо при отсутствии счетов в кредитной организации или выплате средств на оплату труда из выручки от реализации продукции, за выполненные работы и услуги - на следующий день после выплаты этих доходов.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в соответствующие периоды времени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки платежа (включая день уплаты), начиная со дня, следующего за днем, уставленным для уплаты налога или следующего дня истечения срока отсрочки (рассрочки), но не более 0,1 % в день.