Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля
Наконец, Росфиннадзор является органом валютного контроля, в связи с чем он наделен полномочиями по контролю и надзору «за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений». Осуществление контрольно-надзорных мероприятий в этой области также порождает ряд проблем, связанных со взаимодействием ФС ФБН с иными органами и агентами валютного контроля, с порядком применения соответствующих санкций. Для урегулирования этих вопросов, и в частности, в целях совершенствования взаимоотношений с агентами валютного контроля в настоящее время издано два важных документа. В 2005 году было подписано Соглашение о взаимодействии ФС ФБН и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля,[62] основной целью которого является «обмен информацией, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности; обмен ведомственными правовыми актами, осуществление совместных мероприятий, издание совместных документов по вопросам валютного контроля». В 2006 году было заключено Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии ФС ФБН и Федеральной налоговой службы при осуществлении валютного контроля. Практика подписания подобных соглашений благоприятно влияет на эффективность проводимых мероприятий по валютному контролю.
Одной из функций Росфиннадзора является «организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». Важной составляющей в рамках данной функции является информирование граждан и организаций о деятельности Службы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»[63] федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать доступ граждан и организаций к информации об их деятельности, в том числе размещая такую информацию в сети Интернет. Утвержден перечень сведений, которые должны быть доступны каждому. В частности, Росфиннадзор должен обеспечивать доступ к принимаемым им нормативным актам, к информации о порядке своей деятельности, публиковать аналитические доклады и обзоры информационного характера, официальную статистическую информации, и, что особенно важно, «сведения о результатах проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами, а также проверок, проведенных в этих органах и организациях». С другой стороны, есть определенные ограничения, связанные с конфиденциальностью некоторой информации. Так, например, существуют препятствия в случае раскрытия информации, касающейся деятельности Федеральной службы охраны, Министерства обороны РФ и некоторых других органов и организаций. Однако стоит отметить, что, с нашей точки зрения, у Росфиннадзора существует хорошо разработанный информационный Интернет-ресурс, по большинству параметров отвечающий требованиям указанного Постановления Правительства РФ и позволяющий достаточно полно ознакомиться с информацией о деятельности ФС ФБН.
Завершая краткий обзор основных функций Росфиннадзора в сфере финансового контроля, вновь отметим, что он осуществляет свои полномочия в двух основных направлениях. Во-первых, ФС ФБН выполняет функции по финансово-бюджетному надзору; во-вторых - по валютному контролю. За Службой закреплен также ряд других полномочий, которые не связаны непосредственно с ее контрольно-надзорными функциями.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на относительно недолгий период существования, ФС ФБН ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в бюджетной сфере. Оценивая необходимость создания такого органа государственного финансового контроля как Росфиннадзор и действенность проводимых им мероприятий, можно отметить ряд положительных моментов.
Во-первых, впервые в системе федеральных органов исполнительной власти создан обособленный орган, основной задачей которого является именно финансовый надзор в бюджетной и валютной сферах. Вплоть до 2004 года данные задачи возлагались на департаменты внутри Министерства финансов РФ, что вызывало сомнения в объективности проводимых мероприятий. Во-вторых, Росфиннадзор обладает развитой системой территориальных органов, которые действуют в рамках общего плана, утверждаемого ежегодно. Таким образом, финансово-бюджетный и валютный контроль проводятся в масштабе всей страны. В-третьих, деятельность ФС ФБН достаточно регламентирована и осуществляется в соответствии с ежегодным планированием. Обеспечено и информационное обеспечение граждан и организаций по вопросам деятельности Службы. Наконец, среди полномочий Росфиннадзора появилось новое направление деятельности, а именно, контроль за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре. В соответствии с приведенной статистикой мероприятия Службы достигают необходимого результата и способствуют выявлению различных правонарушений в области федерального бюджета и в валютной сфере. Отметим также, что в 2006 году Министерство финансов РФ высоко оценило работу Росфиннадзора, охарактеризовав ее как успешную.