Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля
Глава 26 раздела IX БК РФ посвящена основам государственного и муниципального финансового контроля. В частности, в статье 266 ФС ФБН названа среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль. Статья 268 БК РФ («Финансовый контроль, осуществляемый ФС ФБН») определяет, что Служба «осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов», а также «вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств».
Надо заметить, что данные нормы БК РФ предлагают рамочное регулирование, обозначают лишь основные направления деятельности и предполагают принятие дополнительных нормативных актов в целях более подробной регламентации деятельности Росфиннадзора. К настоящему моменту не существует достаточного правового регулирования этих вопросов, не уточнены формы и порядок осуществления указанных полномочий. Таким образом, необходимо как можно скорее провести масштабную работу по разработке необходимых законодательных и подзаконных актов, наличие которых позволило бы усовершенствовать систему проводимых мероприятий, придать ей черты законности.
Кроме БК РФ, назовем также Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[52], закрепляющий состав органов и агентов валютного контроля, а также их полномочия. В пункте 2 статьи 22 указанного закона закреплено, что органами валютного контроля в РФ являются «Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ». Таким органом в соответствии с вышеобозначенным Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 года и является ФС ФБН. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 закона она наделена полномочиями по контролю за «осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами». Важно, что в данном законе также обозначены права и обязанности органов валютного контроля и их должностных лиц. Анализируя ситуацию, складывающуюся в ходе реализации данного закона, вновь приходим к выводу о том, что не приняты подзаконные акты, необходимые, в частности, для более четкого регулирования деятельности Росфиннадзора в области валютного контроля.
Наконец, стоит упомянуть еще один нормативный правовой акт, а именно, Приказ Министерства Финансов РФ от 14 апреля 2000 года N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ»[53]. При его применении необходимо учитывать, что контрольно-ревизионные органы Министерства финансов были упразднены в связи с учреждением Росфиннадзора, а на смену им пришли территориальные органы ФС ФБН. Таким образом, данный нормативный акт фактически утратил силу, однако его основная ценность состоит в наличии четкого определения понятий ревизии и проверки, которые являются важнейшими методами финансового контроля, которые применяет в своей работе Росфиннадзор. К настоящему моменту уже выработан новый проект Инструкции, которая касается порядка осуществления финансового контроля ФС ФБН. Принятие Приказа Министерства финансов о ее утверждении станет очередным шагом на пути к совершенствованию нормативной базы регулирования контрольно-надзорной деятельности Службы.
Обратим внимание на некоторые важные организационные аспекты деятельности Росфиннадзора, урегулированные в подзаконных актах различного уровня. В Положении о ФС ФБН закреплено, что деятельность Службы осуществляется непосредственно и через ее территориальные органы. Что касается организации деятельности самой службы, то необходимо отметить, что ее возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Круг его прав и обязанностей, персональная ответственность также регламентируются Положением о ФС ФБН. В настоящее время руководитель Службы имеет двух заместителей - в соответствии с максимально возможным количеством, установленным Правительством РФ. Структуру центрального аппарата ФС ФБН составляют управления (согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2004 года N 198 их может быть не более 10), каждое из которых, в свою очередь, состоит из нескольких отделов. Наименования управлений позволяет составить представление о содержании деятельности Службы. В настоящее время Росфиннадзор включает: административное управление; управление финансового контроля и надзора в отраслях экономики, государственных органах и внебюджетных фондах; управление финансового контроля и надзора в оборонном комплексе; управление по взаимодействию с правоохранительными органами и судебной системой; управление организационно-инспекторской деятельности и социального обеспечения; управление валютного контроля; юридическое управление; управление бухгалтерского учета и администрирования доходов федерального бюджета. Правительством РФ установлена предельная численность сотрудников центрального аппарата Службы (370 человек), а также круг их прав и обязанностей. Отметим, что реальная численность сотрудников на 31 января 2006 года составляла 213 человек.