Предложения и рекомендации по результатам проведенного исследования
Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы, благодаря чему можно увеличить объем производства без дополнительного финансирования, а высвобождающиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
Большое влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств (рост числа оборотов) оказывают внедрение достижение научно-технического прогресса и организация материально-технического снабжения и сбыта, которая предопределяет величину реализованной продукции.
При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении – в оборот вовлекаются дополнительные средства. Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть:
Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период.
Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом производственной программы предприятия, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
Одним из основных выводов сделанных нами в результате дипломной работы является то, что на нашем предприятии ООО «Краснодарторгтехника» резервы и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств.
Проведенный факторный анализ выявил резервы повышения дебиторской задолженности, предлагается направить этот резерв на создание на предприятии новой формы продажи, осуществление продажи товаров в кредит.
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит получила широкое распространение получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. В процессе разработки кредитной политики по отношению к покупателям продукции нам необходимо решить два основных вопроса:
- в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
- какой тип кредитной политики избрать предприятию.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) кредит и потребительсий кредит. Проанализировав структуру дебиторов ООО «Краснодарторгтехника» можно сказать, что предприятию преимущественно возможно использовать товарный (коммерческий) кредит. Это связано с тем, что товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа на срок от одного до шести месяцев.
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям – консервативный, умеренный и агрессивный. Мы предлагаем ООО «Краснодарторгтехника» выбрать на начальном этапе формирования умеренный тип кредитной политики, так как он характеризует типичные условия ее осуществления и в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Выбор этого типа политики обусловлен тем, что мы не ставим перед собой цели максимизации дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, как это принято при агрессивном типе политики, и мы не стремимся максимально снизить уровень кредитного риска, как это принято при консервативном типе политики, мы лишь пробуем начать осуществление продажи продукции в кредит и в дальнейшем можем изменить подходы к кредитовании в зависимости от полученных результатов. При выборе политики необходимо учитывать, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
При разработке кредитной политики необходимо определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту. При расчете этой суммы нам необходимо учесть планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период отсрочки платежа по отдельным формам кредита, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Рассчитаем необходимую сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по следующей формуле: