Межбюджетные отношения на уровне Ханты-Мансийский округ - Югра - органы местного самоуправления
Бюджетная обеспеченность городов, районов Ханты-Мансийского округа немного превышает среднероссийский показатель. Самый высокие бюджетные доходы на 2004 год на 1 жителя по Нижневартовскому району– около 111 тыс. руб., что в 1,4 раза больше бюджетной обеспеченности 2003 года.[123]
На получение высоких бюджетных показателей района оказали влияние мероприятия по снижению недоимки в районный бюджет; уровень мировых цен на нефть; зависимость от градообразующих предприятий; планомерная работа с налогоплательщиками по исполнению ими требований налогового законодательства, в частности постановки на учет в налоговом органе особенных подразделении и недвижимого имущества.[124]
При этом сила воздействия указанных процессов была неодинаковой на различных территориях округа, усилив их дифференциацию по показателям бюджетной обеспеченности. Это повлекло увеличение расходов окружного бюджета на оказание финансовой помощи муниципалитетам, что показано на (рис.4).[125]
Доля межбюджетных трансфертов в расходах окружного бюджета в 2001-2006гг.
Рис.4. Изменение доли межбюджетных трансфертов местным бюджетам в расходах окружного бюджета в 2001-2006 годах.
Максимальная доля трансфертов местным бюджетам в расходах автономного округа приходится на 2002 год – 59,7%, но к 2003 году оно снижается до 41,6%, в 2004 году оно несколько поднимается по сравнению с 2003 годом и достигает до 50,3%, а в 2005 году эта же доля поднимается – до 59,2% и стабилизируется, что свидетельствует о росте дефицита бюджетных ресурсов на всех уровнях бюджетной системы региона.
Теперь рассмотрим структура доходов местных бюджетов ХМАО в 2001-2006годах [126]
Таблица 2.2.2
Структура доходов местных бюджетов ХМАО в 2001-2006гг
Группа доходов |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Налоговые и неналоговые доходы |
97 |
80 |
71 |
47 |
46 |
50 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления |
3 |
20 |
29 |
53 |
54 |
50 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, сокращение числа налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов с 2001 – по 2006гг сокращается с 97% до 71%, что связано с изменение в округе налогового законодательства, ликвидацией ряда местных налогов, проводимой политикой централизации основных налоговых источников, ростом расходов муниципалитетов.[127]
Используемые в округе механизмы распределения межбюджетных трансфертов позволяет повысить доходы наименее обеспеченных муниципальных образований, сохранив при этом стимулы к увеличению собственных доходов.