Межбюджетные отношения на уровне Ханты-Мансийский округ - Югра - органы местного самоуправления
Важным показателем для оценки экономической самодостаточности территории является сальдо финансовых потоков, которое представляет собой разницу между собранными на территории муниципалитета доходами федерального бюджета и бюджета субъекта РФ и объемом финансовой помощи из регионального бюджета. Сальдо финансовых потоков местного бюджета может быть как положительным, так и отрицательным. [119]
Сальдо межбюджетных финансовых потоков местных бюджетов
Рис.2 Сальдо межбюджетных финансовых потоков местных бюджетов отдельных городов ХМАО, млрд. руб.
Основными объектами исследования являются пять крупных городов ХМАО, такие как Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Ханты – Мансийск, Нягань, которые отличаются от других муниципальных образований прозрачностью и качеством управления бюджетами. Кроме этого, данные муниципалитетам перечисляются наибольшие суммы межбюджетных трансфертов (более 40% от общего размера Регионального фонда финансовой поддержки в 2004-2005 годах).[120]
Данные территории округа имели положительное сальдо межбюджетных финансовых потоков в 2005 году. Города Нягань и Ханты - Мансийск являются донорами: объем денежных средств, поступивших в их бюджеты в виде финансовой помощи из окружного бюджета, был ниже суммы налогов, перечисленных на федеральный и региональный уровни бюджетной системы.
Города Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск являются административными центами муниципальных районов и перераспределяют собранные доходы бюджетам районов в течение года. Во многих же других муниципалитетах объем финансовой помощи превышает объем собственных доходов территорий.[121]
При сравнении графиков (рис.2 и рис.3) можно сделать вывод об отсутствии связи между объектом средств, собираемых на территории и перечисляемых, и уровнем бюджетных доходов на душу населения. Положительно сальдо и его высокое значение не гарантирует высокие среднедушевые бюджетные доходы. Напротив, самые высокие среднедушевые бюджетные доходы имеет город Ханты-Мансийск (66,3 тыс. руб. на 1 чел.), сальдо которого положительно, но является самим низким из рассматриваемых муниципалитетов. В то же время город Нижневартовск, занимающий лидирующие позиции по объему перечисленных налогов (59,2 млрд. руб.), имеет самые низкие среднедушевые бюджетные доходы (37,3 тыс. руб.). Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеет место значительное перераспределение финансовых ресурсов между территориями округа.
Среднедушевые доходы местных бюджетов округа 2004 году
Рис.3 Среднедушевые доходы местных бюджетов отдельных городов ХМАО, тыс. руб. на чел.
Перераспределение ресурсов между муниципальными бюджетами в виде финансовой помощи во многом определяется различиями в бюджетной обеспеченности муниципалитетов округа (таблица 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Бюджетная обеспеченность местных бюджетов ХМАО[122]
Показатели |
Бюджет Н-вартовска |
Бюджет Сургута |
Бюджет нефтеюг |
Бюджет Нягани |
Бюджет Ханты-Мансийска |
ХМАО | |
Окружной бюджет |
Бюджет ХМАО | ||||||
Доходы, млн. руб. |
8945 |
13720 |
5711 |
2829 |
3799 |
100562 |
179244 |
На 1 жителя, тыс. руб. |
37 |
47 |
51 |
47 |
66 |
68 |
122 |
Расходы, млн. руб. |
7804 |
14850 |
4205 |
2880 |
3509 |
79210 |
153092 |
На 1 жителя, тыс. руб |
33 |
51 |
38 |
48 |
61 |
54 |
104 |