Межбюджетные отношения на уровне Ханты-Мансийский округ - Югра - органы местного самоуправления
В феврале 2004 года в городе Ханты-Мансийске по инициативе губернатора округа А.В.Филипенко был проведен семинар-совещание, на котором обсуждались проблемы местного самоуправления. Открывая семинар, губернатор заметил, что понятие “самоуправление” сегодня, как и десять лет назад, каждый трактует по-своему. Ученые - по идеальной схеме, а практики - как реальная жизнь подсказывает.[102]
Существующая сегодня в округе система местного самоуправления основана не на буквальном следовании букве федерального закона о местном самоуправлении, она имеет трехступенчатый характер, но именно это позволяет сохранять управление территорией.
Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают местные бюджеты. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников и правом определять направления их использования и расходования. Основу экономической самостоятельности местного самоуправления составляют природные ресурсы, имущество и финансовые средства, находящиеся в муниципальной собственности.[103]
27 ноября в Ханты-Мансийске состоялось первое заседание трехсторонней комиссии правительства, объединений работодателей и организаций профсоюзов ХМАО. В её работе приняли участие 15 работодателей, 11 представителей профсоюзных организаций, 5 членов правительства ХМАО. Перед членами комиссии выступил губернатор, председатель Правительства Александр Филипенко. Он рассказал о новых межбюджетных и налоговых отношениях, которые существенно повлияли на формирование бюджета автономного округа 2005 года.[104]
В текущем году приходилось изыскивать дополнительные ресурсы для того, чтобы бюджетники получили отпускные, коммунальщики подготовились к зиме, и были закрыты кассовые разрывы в муниципалитетах. От доходов, которые получает Ханты-Мансийский автономный округ, остается только 30 процентов, остальные 70 идут в федеральный бюджет.[105]
"Как губернатор, я за то, чтобы регионы, которые сильны, могут производить продукцию, делились прибылью, но не настолько. Должен быть плавный переход", - заметил Александр Филипенко.[106]
Сегодня правительство автономного округа финансирует 44 программы, половина из них направлена на социальную поддержку населения. Бюджет ХМАО - социально ориентирован.[107]
После его рассмотрения в первом чтении на заседании Думы автономного округа были учтены замечания и предложения депутатов. С Нефтеюганским районом подписан протокол. Если финансовая ситуация будет складываться не в пользу этого муниципального образования, правительство берет на себя обязательство разрешить её. Городу Сургуту добавлено 2 млрд. рублей. Скорректированный бюджет[108] автономного округа на 2006 год будет представлен на очередное заседание окружной Думы 29 ноября.
Представители сторон внесли ряд предложений в проект соглашения, которое на основании Трудового кодекса Российской Федерации определяет согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа в 2005-2007 годах. В этом документе главной целью социальной политики автономного округа прописано создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики ХМАО. Среди обязательств сторон Правительство предусматривает в соглашениях с объединениями организаций профсоюзов внедрение дополнительного пенсионного страхования работников бюджетной сферы. Работодатели должны осуществлять этот процесс в коллективных договорах дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения своих работников. Профсоюзы способствуют устойчивой работе предприятий и соблюдению трудовой и технологической дисциплине, рациональному использованию рабочего времени, охране труда, повышению производительности труда и качества продукции.[109]