Планирование осуществления капитальных вложений
Капитальные вложения (капитальное инвестирование) подразумевают принятие решений о долгосрочном, рисковом вложении средств в активы предприятия. Эти решения принимаются во внутренней социальной среде фирмы и влияют на все аспекты жизнедеятельности предприятия (включая сотрудников компании). Вне зависимости от того, какие активы приобретаются или какой инвестиционный проект обсуждается, конечный результат будет зависеть от правильного решения о капитальных инвестициях. Решения, принимаемые по поводу капиталовложений, имеют два уровня значимости:
а) для будущего положения фирмы, которая осуществляет капиталовложения;
б) для экономики страны в целом.
На первом уровне решения о долгосрочных инвестициях чаще всего связаны с приобретением или модернизацией завода, фабрики и оборудования, используемого в процессе производства. Таким образом, себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции зависят от капиталовложений. Следовательно, будущая конкурентоспособность фирмы (особенно в высокотехнологичных отраслях) определяется и формируется сегодняшними инвестиционными решениями [17].
Капитальные инвестиции не могут рассматриваться в полной изоляции от деятельности предприятия в целом. Капитальные вложения определяют многие функции и решения (и сами определяются этими функциями и решениями), которые составляют предприятие. Кроме того, капитальные инвестиции должны соотноситься с процессами, происходящими во внешней среде предприятия.
Существует взаимосвязь инвестиционных решений и всех других сторон деятельности фирмы, с учетом непрерывно меняющейся внутренней социальной среды предприятия, которая в свою очередь подвержена влиянию внешней (экзогенной) среды. Отношения между инвестиционными и финансовыми решениями сочетают в себе выбор направления инвестиций и выбор источников их финансирования. Исследования и развитие, производственный и информационный менеджмент — все это в той или иной степени имеют отношение к долгосрочным вложениям средств, и поэтому связаны с инвестиционными решениями. Финансовый анализ и отчетность должны заниматься способами оценки капиталовложений, отдача от которых возникнет лишь в будущем (не путать с бухгалтерской отчетностью) [18].
Маркетинг имеет не столь очевидную связь с капитальными инвестициями. Но в то же время маркетинговые исследования, реклама и создание дилерской сети подразумевают значительные финансовые затраты с расчетом на некоторые выгоды в будущем. Маркетинг, таким образом, сам по себе может рассматриваться как область капиталовложения, требующая особых инвестиционных решений.
Стратегическое планирование, как деятельность, направленная на будущее предприятия, имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений, так как должна обеспечить согласование долгосрочных целей фирмы и использование ресурсов, которые не должны противоречить этим целям. Вот почему процесс принятия инвестиционных решений часто понимается как неотъемлемая часть стратегического планирования [17].
Влияние капиталовложений на трудовые ресурсы предприятия рассматривается редко, несмотря на то, что существуют противоречия между методами оценки инвестиционных проектов и методами оценки эффективности использования трудовых ресурсов, о которых нужно помнить, говоря о капиталовложениях. Трудовые ресурсы предприятия играют важную роль в системе отношений между инвестиционными решениями и остальными сторонами деятельности фирмы [18].
Процесс осуществления инвестиций обычно понимается как некое упорядоченное явление. Существует немало моделей принятия и осуществления инвестиционных решений. Приведем одну из них:
Рисунок 2.1 - Модель инвестиционного процесса
Можно выделить следующие стадии процесса осуществления капитальных вложений:
а) Поиск потенциальных проектов;
б) Формулировка, первичная оценка и отбор проектов;
в) Анализ и окончательный выбор проекта;
г) Осуществление проекта;
д) Послеинвестиционный контроль.
Рассмотрим их:
а) Поиск потенциальных инвестиционных возможностей — это отправная точка инвестиционного процесса. Однако сложно описать те меры, которые необходимы для создания благоприятных условий для поиска потенциальных инвестиционных проектов в организации. Возможно самое главное — это создать такую атмосферу, при которой сотрудники предприятия могут свободно выражать и развивать свои инвестиционные идеи. Этого можно добиться, разрешив выдвигать "сырые", недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшее исследование и разработку тех проектов, которые выглядят наиболее перспективными [23].
б) Формулировка, первичная оценка и отбор проектов.