Оценка результативности мер по стабилизации банковского сектора Украины
В отличие от предыдущих лет, в Украине ожидаемые банковские корпоративные сделки будут иметь свою специфику: если до начала кризиса наибольшим аргументом в пользу продажи банка была максимальная цена соответствующей сделки (собственники банков выручили за них около 12 млрд. дол., а средний коэффициент продажи банков измерялся приблизительно 4), то теперь основным таким аргументом становится его возможное банкротство.
Нужны не только механизмы приобретения государством обесцененных (недооцененных) активов и "вступления в собственность" (втом числе и в банковском секторе), но и специальная компания по управлению корпоративными правами государства, уполномоченная на это сразу и надолго (по образцу ликвидированного несколько лет назад Госинвеста). На сегодня полномочия и результаты деятельности соответствующего профильного департамента в составе ФГИУ слишком ограниченны.
Чрезвычайно важным направлением стабилизации банковской системы Украины следует признать поддержание позиций государственных банков в разных сегментах финансового рынка. Для соблюдения государственных интересов целесообразно в первую очередь обеспечить устойчивость государственных банков, в частности - путем их капитализации. В отличие от рефинансирования, индикативная капитализация государством государственных банков не вызывает возражений как корпоративное и фактически санационное действие. Проведенную в 2008 г. и в январе 2009 г. докапитализацию ОАО "Ощадбанк" и ПАО "Укрэксимбанк" следует продолжить.
В кризисных условиях взвешенная регулятивная деятельность НБУ и Правительства является основой для стабилизации рынков. Несмотря на перспективы таргетирования инфляции, в 2009-2010 гг. будут сохраняться черты денежно-кредитной политики Украины, сформированные в предыдущие годы. Сохранится режим относительно управляемого "плавающего" курса гривни, а также использования динамики американского доллара как операционного ориентира для валютного курса. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором оценки монетарных ретро- и перспектив. Ставки денежного рынка в большой степени будут определяться ставками рефинансирования.
Тенденции валютно-курсовой политики будут определяться структурными изменениями в национальной экономике, результатами внешнеэкономической деятельности, а также конъюнктурой международных рынков (особенно рынков энергоносителей). Последствия мирового финансового кризиса и трансграничное перемещение капитала будут влиять на изменение курса гривни — ее девальвацию или ревальвацию. Возобновленный экспорт и простимулированный внутренний спрос станут ключевыми факторами стабилизации гривни, которая повлечет за собой уменьшение дефицита текущего счета платежного баланса и обеспечит в перспективе его положительное сальдо. Улучшение состояния мировых финансовых (в том числе кредитных) рынков притормозит отток капитала из Украины, поскольку до сих пор нерезиденты выводили капиталы с "новых" рынков с целью компенсации потерь ликвидности в традиционных мировых финансовых центрах. Сигналы о первых признаках стабилизации зарубежных кредитных рынков отражаются и в других сегментах инвестиционной сферы.
Связанные с рассмотренными экономическими ожиданиями предложения по внедрению антикризисных инструментов финансовой стабилизации можно сформулировать так.
1. Поддержание стабильности национальной валюты и банковской системы Украины (а не контроль над инфляцией) должно определять монетарное регулирование и администрирование НБУ в современных кризисных условиях. Согласованность денежно-кредитной политики с бюджетной возможно обеспечить наряду с другими мерами также при отказе последней от популистских социальных расходов.