Сущность программно-целевого метода составления бюджета
Как правило, каждая программа – это фискальное обязательство одного главного распорядителя бюджетных средств, эффективность работы которого оценивается с точки зрения достижения цели программы.
Программа – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение единой цели, выполнение которой предлагается и совершается распорядителем бюджетных средств относительно положенных на него функций.
Основные характерные черты бюджетной программы:
1) не ограничивается во времени;
2) одна бюджетная программа выполняется одним распорядителем бюджетных средств и не имеет аналогов;
3) название бюджетной программы должно отображать основную сущность программы, то есть отбивать направление использования средств бюджета;
4) по своему содержанию бюджетная программа должна относиться к одному разделу функциональной классификации.
Например, программа «Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в высших учебных заведениях» относится к одной функции «Образование» и подфункции «Высшее образование», а ее название раскрывает основное содержание программы;
5) бюджетная программа должна быть четкой, конкретной и понятной для широких масс;
6) составные программы могут иметь подпрограммы, то есть более мелкие направления деятельности, которые касаются программы.
Раньше использовался постатейный метод формирования бюджета. Программно-целевой метод – это формирование бюджета не по функциям, а по программам. Одновременно коды программной классификации должны быть связаны с кодами функциональной классификации, что дает возможность представить бюджет в разрезе функций. Функциональная классификация бюджета используется исключительно в аналитических и статистических документах.
Привязка кода конкретной бюджетной программы к соответствующему коду функциональной классификации расходов бюджета используется с целью:
- составления сводного бюджета;
- совершение макроэкономического анализа;
- формирование государственной политики в сферах экономики;
- проведение международных сравнений расходов по функциям.
При использовании постатейного метода планирование бюджета совершалось только на год. Программно-целевой метод содействует стратегическому подходу, то есть планированию расходов бюджета на несколько лет. Благодаря этому методу стало возможно внедрение среднесрочного планирования бюджета. Целью внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования.
Благодаря планированию бюджета целевыми программами обеспечивается прозрачность расходования бюджетных средств в сравнении с постатейным методом, который не дал возможность понять, что именно финансируется под той или иной функцией.
Необходимым элементом внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является использование среднесрочного бюджетного планирования.
Среднесрочное бюджетное планирование – это определение главными распорядителями бюджетных средств на основании бюджетной стратегии Правительства Украины (Кабинета Министров Украины) плана своей деятельности на среднесрочный период и объема необходимых средств, для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе.
Среднесрочное бюджетное планирование:
- дает возможность участникам бюджетного процесса согласовать свои стратегические планы деятельности с имеющимися бюджетными средствами, как в плановом году, так и на следующие периоды;