Сущность программно-целевого метода составления бюджета
Использование программно-целевого метода при составлении бюджета не только кардинально изменило идеологию бюджетного процесса, но и позволило увеличить его эффективность, потому что:
¾ процесс формирования бюджета начинается с сосредоточения внимания на результатах, которые необходимо достичь в государственном секторе;
¾ а затем – на ресурсах, необходимых для достижения этих результатов.
При использовании традиционных методов формирования бюджета внимание сосредотачивалось именно на ресурсах, результатам же внимание не уделялось. Рассмотрим пример. Основной статьей расходов бюджетных учреждений, которые выполняют работы и предоставляют услуги населению, является выплата заработной платы. Вовремя не хватает средств для приобретения материалов и энергоресурсов. Становится вопрос, если невозможно выполнение учреждением своих функций, то за что платить заработную плату? Необходимо планировать под определенные бюджетные средства объемы работ, а потом уже необходимое количество работников и фонд зарплаты. Обоснованное количество работников даст возможность не только увеличить им заработную плату, но и увеличить результат их деятельности. Именно такой подход при формировании расходной части бюджета и используется при программно-целевом методе планирования расходов.
Итак, сущность программно-целевого метода лежит в следующем:
1. Акцент переносится с потребности в средствах, необходимых для выполнения государством своих функций, на то, какие результаты ожидаются от использования средств бюджета, то есть на обеспечении эффективности использования бюджетных средств.
2. Внедрение этого метода изменяет характер обсуждения бюджетной политики: внимание переносится с контроля за выполнением обязательств – на обеспечение эффективности. При разработке бюджетной политики в первую очередь засчитывается фактор: что получить общество за те деньги, которые оно тратит?
Возникает вопрос не о правильности использования средств при выполнении бюджета, а о том, насколько эффективно расходуются средства при достижении целей государственной политики.
3. Оценка и экспертиза программ является обязательным компонентом программно-целевого метода.
4. В аналитическом плане программно-целевой метод вводит в бюджетный процесс элементы анализа соотношения расходов и достигнутых результатов.
Еще до внедрения программно-целевого метода, как основного метода планирования бюджета с 2002 года, в бюджетном процессе уже использовались кое-какие его элементы, а именно:
1) Начиная с 1998 года введены бюджетные запросы установленной формы, в которых главные распорядители бюджетных средств обязательно отображают:
- основную цель деятельности;
- задания на плановый год;
- проведенный анализ результатов деятельности, достигнутых в прошлом году;
- прогноз ожидаемых результатов деятельности в текущем году;
- обоснование разделения граничного объема расходов по кодам функциональной классификации и направлениями деятельности.
2) Названия отдельных кодов функциональной классификации, которые использовались для одного главного распорядителя, сегодня по своему признаку могут быть названиями бюджетных программ.
3) Главные распорядители бюджетных средств имели возможность перераспределять свои расходы с целью обеспечения их приоритетности.
Программно-целевой метод составления бюджета – это группирование разных бюджетных расходов в отдельные программы таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом программы.