Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения

Анализ целевого использования получаемых кредитов свидетельствует о заметных усилиях предприятий расширить и/или модернизировать свое производство. Тенденция к расширению в целом преобладает над модернизацией, хотя в разных отраслях ситуация различна: в промышленном секторе выборки стремление к модернизации заметнее, чем в торговле. Так, из 10 промышленных предприятий, получающих кредиты, 7 употребили эти средства для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукции, 2 – для технологической модернизации («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»); в то же время из 50 торговых предприятий-получателей кредитов 20 направляли их на расширение операций, 7 – на переоборудование и обновление, 4 – на технологическую модернизацию, а остальная (немалая) часть – по-видимому, на решение задач текущего характера, не связанных с расширением и модернизацией. Такова же ситуация со строительными предприятиями выборки: из 14 получателей кредита только 11 использовали его на цели своего расширения и модернизации (из них 8 – на расширение). В секторе «прочих» услуг из 25 получателей кредита только 10 преследовали цели развития предприятия (из них 9 – расширение производства) (Таблица 3.2).

Таблица 3.2

Целевое использование кредитов по отраслям (абсолютные показатели)

Отрасли

Переоборудование производства, запуск нового продукта

Расширение производства

Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий

Промышленность

3

7

2

Строительство

2

8

1

Оптовая и розничная торговля, общепит

7

20

1

Другие отрасли сферы услуг

1

9

-

Итого (получено ответов)

13

45

4

Заслуживают внимания результаты разбивки данных, свидетельствующих о тенденциях к расширению и модернизации производства, по признаку величины предприятия (численности персонала) (Таблица 3.3). Самой динамичной группой оказываются предприятия с числом занятых до 30 чел.: среди них 19 использовали полученные кредиты на расширение производства, 7 – на его переоборудование и запуск нового продукта, 2 – на технологическую модернизацию («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»). Суммарно эта группа предприятий представляет 59,6% выявленных опросом случаев применения кредита на цели расширения и модернизации производства.

Таблица 3.3

Целевое использование кредитов предприятиями разной величины (абсолютные показатели)

Средняя численность занятых (чел.)

Переоборудование производства, запуск нового продукта

Расширение производства

Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий

1-29

7

19

2

30-99

3

13

1

100-250

-

2

-

Итого (получено ответов)

10

34

3

Вторая группа, предприятия с персоналом 30-99 чел., менее динамична: 13 случаев использования кредита для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукта, 1 – для технической модернизации. Третья группа (100-250 чел.) выглядит попросту инертной: всего 2 случая использования кредита на цели расширения производства и ни одного – на цели переоборудования или модернизации.

Эти данные подтверждают хорошо известную из западного и российского опыта закономерность: предприятия небольшой величины проявляют наибольшую изобретательность, упорство и динамизм ради укрепления своих конкурентных позиций на достаточно трудном для них свободном рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7