Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения
Анализ целевого использования получаемых кредитов свидетельствует о заметных усилиях предприятий расширить и/или модернизировать свое производство. Тенденция к расширению в целом преобладает над модернизацией, хотя в разных отраслях ситуация различна: в промышленном секторе выборки стремление к модернизации заметнее, чем в торговле. Так, из 10 промышленных предприятий, получающих кредиты, 7 употребили эти средства для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукции, 2 – для технологической модернизации («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»); в то же время из 50 торговых предприятий-получателей кредитов 20 направляли их на расширение операций, 7 – на переоборудование и обновление, 4 – на технологическую модернизацию, а остальная (немалая) часть – по-видимому, на решение задач текущего характера, не связанных с расширением и модернизацией. Такова же ситуация со строительными предприятиями выборки: из 14 получателей кредита только 11 использовали его на цели своего расширения и модернизации (из них 8 – на расширение). В секторе «прочих» услуг из 25 получателей кредита только 10 преследовали цели развития предприятия (из них 9 – расширение производства) (Таблица 3.2).
Таблица 3.2
Целевое использование кредитов по отраслям (абсолютные показатели)
Отрасли |
Переоборудование производства, запуск нового продукта |
Расширение производства |
Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий |
Промышленность |
3 |
7 |
2 |
Строительство |
2 |
8 |
1 |
Оптовая и розничная торговля, общепит |
7 |
20 |
1 |
Другие отрасли сферы услуг |
1 |
9 |
- |
Итого (получено ответов) |
13 |
45 |
4 |
Заслуживают внимания результаты разбивки данных, свидетельствующих о тенденциях к расширению и модернизации производства, по признаку величины предприятия (численности персонала) (Таблица 3.3). Самой динамичной группой оказываются предприятия с числом занятых до 30 чел.: среди них 19 использовали полученные кредиты на расширение производства, 7 – на его переоборудование и запуск нового продукта, 2 – на технологическую модернизацию («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»). Суммарно эта группа предприятий представляет 59,6% выявленных опросом случаев применения кредита на цели расширения и модернизации производства.
Таблица 3.3
Целевое использование кредитов предприятиями разной величины (абсолютные показатели)
Средняя численность занятых (чел.) |
Переоборудование производства, запуск нового продукта |
Расширение производства |
Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий |
1-29 |
7 |
19 |
2 |
30-99 |
3 |
13 |
1 |
100-250 |
- |
2 |
- |
Итого (получено ответов) |
10 |
34 |
3 |
Вторая группа, предприятия с персоналом 30-99 чел., менее динамична: 13 случаев использования кредита для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукта, 1 – для технической модернизации. Третья группа (100-250 чел.) выглядит попросту инертной: всего 2 случая использования кредита на цели расширения производства и ни одного – на цели переоборудования или модернизации.
Эти данные подтверждают хорошо известную из западного и российского опыта закономерность: предприятия небольшой величины проявляют наибольшую изобретательность, упорство и динамизм ради укрепления своих конкурентных позиций на достаточно трудном для них свободном рынке.