Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения

Как указывалось ранее банковский сектор на сегодня является важнейшим фактором развития экономики Сахалинской области, в том числе бизнеса. Роль региональных банков для развития бизнеса весьма высока. Создание условий для возникновения и развития бизнеса на всей территории Сахалинской области задача в большой мере региональных банков. Именно они могут обеспечить доступность финансовых услуг бизнесу в регионе. Самая свежая информация аренда тепловых пушек в москве здесь.

В части развития кредитования бизнеса существует ряд проблем, в том числе: во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов; во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение; в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.

Финансовое положение бизнеса в Сахалинской области можно определить также косвенным образом сквозь призму отношений с банковской сферой. В ноябре-декабре 2004 г. было проведено анкетирование кредитных организаций с целью оценки привлекательности для них работы с предприятиями.

Проблемы кредитования предприятий Сахалинской области выявляются по результатам исследования, направленного на изучение этих и других проблем с точки зрения предприятий и банков.

Исследование включало в себя опросы представителей малых предприятий и банков в ряде регионе.

Почти половина из общего числа 100 опрошенных предприятий (48,3%) принадлежит к сфере оптовой или розничной торговли и общепита, еще 20,6% - к сфере услуг. Следующими крупными отраслевыми группами являются промышленность (14,4%) и строительство (10,6%). На транспорт приходится 2,2% предприятий, на другие отрасли – 3,9%.

В проведенном обследовании приняло участие около 20 кредитных учреждений. Основная часть опрошенных - небольшие банки. По величине капитала треть относится к категории мелких банков с величиной капитала менее 30 млн. руб. 41% имеют собственные средства от 30 до 100 млн. руб.

Как следует из представленных ниже оценок, размер банков в значительной степени определяет специфику работы с предприятиями.

Полученные данные весьма показательны. Они позволяют составить картину взаимоотношений банков и предприятий, который рассматривается как ресурсная база с одной стороны, и как направление банковских вложений – с другой.

Степень охвата предприятий выборки банковским обслуживанием весьма неодинакова в зависимости от вида услуг. Единственной услугой, предоставляемой всем, является расчетно-кассовое обслуживание (дали ответ 97,3% респондентов). Заметно реже предприятия прибегают к таким услугам банков, как консультирование (50,7%), кредитование (34,7%) и операции с векселями (29,3%). Еще менее практикуются обмен валюты при экспортно-импортных операциях (17,3%) и карточное обслуживание предприятия как юридического лица (13,3%). Совсем редко указывались: размещение временно свободных средств на срочном депозите (9,3%), гарантии по экспортно-импортным сделкам (6,7%), обслуживание карточек работников предприятия как физических лиц (6,7%), управление временно свободными денежными средствами (4,0%), факторинг и брокерское обслуживание (по одному предприятию, или 0,7%). Прочие, не вошедшие в вопросник банковские услуги получали 4,0% предприятий.

Целевое назначение и характер использования банковских кредитов

В целом по выборке, получаемые предприятиями кредиты в 30,2% случаев направлялись на расширение производства, в 24,3% - на приобретение сырья и материалов, в 9,6% - на переоборудование производства и запуск нового продукта, в 2,9% - на проведение НИОКР, приобретение ноу-хау или лицензий. Среди прочего кредит использовался для выплаты заработной платы (8,1%), погашения задолженности перед поставщиками (8,8%), бюджетами разного уровня (5,1%) или банком (1,5%). Только в 2,2% случаев он был связан с организацией сбыта продукции (таблица 3.1).

Таблица 3.1.

Целевое назначение фактически используемых кредитов (в % к итогу)

Цели

%

Расширение производства

30,2

Приобретение сырья, материалов

24,3

Переоборудование производства, запуска нового продукта

9,6

Выплата зарплаты

8,1

Погашение задолженности перед поставщиками (в том числе за воду, газ, электричество и т.д.)

8,8

Погашение задолженности перед бюджетами разных уровней

5,1

Другое

14,1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6