Внутренний и внешний финансовый анализ
Модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе иностранных (американских) аналитических данных 1960–1970-х гг. На сегодняшний день эти модели не в полной мере соответствуют современной экономической ситуации и организации бизнеса в России, системе бухгалтерского учета и налогового законодательства. Отсутствие на российском рынке агентств / институтов, занимающихся сбором и обработкой статистических материалов по предприятиям-банкротам, не дает возможности скорректировать / изменить весовые коэффициенты в моделях Альтмана и Бивера с учетом российских экономических условий, поэтому использование иностранных методик возможно, но с некой долей погрешности.
Таким образом, все применяемые иностранные методики интегральной оценки дают возможность определить некую вероятность приближения стадии кризиса предприятия. Выходом в данной ситуации является использование нескольких методик одновременно. Применяя сразу семь-восемь методик, можно рассчитывать, что пять-шесть из них укажут единое направление. Таким образом, можно определить текущее положение предприятия. Кроме того, следует учитывать и такой момент, как анализ в статике. Почти все перечисленные методики учитывают состояние показателей лишь на момент анализа, на определенную дату (как правило, это конец года или конец квартала), а динамику показателей во времени не рассматривают. Соответственно, методики не позволяют прогнозировать наступление фазы роста и других фаз жизненного цикла предприятия, что также является их существенным недостатком. Приемами внешнего финансового анализа является сравнение показателей предприятия со следующими параметрами:
* со среднеотраслевыми показателями,
* с показателями предприятий отрасли;
* с показателями предприятий-аналогов.
Необходимо подчеркнуть, что отраслевой финансовый анализ, т.е. сопоставление со среднеотраслевыми показателями, показателями предприятий-аналогов, очень важен для определения места предприятия в отрасли и относительно ближайших конкурентов. Кроме того, возможно проведение сравнения показателей с нормативными (рекомендуемыми) значениями ряда финансовых коэффициентов, особенно это касается показателей ликвидности и частично показателей оборачиваемости.
Таким образом, уже на этапе финансового анализа закладывается база для проведения оценки в рамках трех подходов (доходного, сравнительного и затратного): составляется выборка, проводится анализ на сходность параметров — абсолютных показателей (выручки, суммарных активов и рассчитанных финансовых коэффициентов).