Обзор нормативно-законодательной базы в сфере лизинговых сделок
Ранее согласно Закону о лизинге лизингополучатель не мог быть кредитором лизингодателя в рамках отношений по конкретному предмету лизинга, за исключением возвратного лизинга (ст.9). Это обстоятельство не позволяло включать в договор лизинга положения о внесении авансовых платежей, поскольку ГК РФ классифицирует такие платежи, как предоставление коммерческого кредита в виде аванса (п.1 ст.823 ГК РФ). В то же время большинство лизинговых компаний требует от лизингополучателя внесения авансового платежа в размере 20-30% от стоимости предмета лизинга. Ранее это требование противоречило Закону о лизинге, теперь же в договор лизинга можно включать авансы, поскольку ст.9 исключена из текста Закона.
До внесения изменений в законодательство о лизинге при пересмотре размера лизинговых платежей стороны лизингового договора руководствовались ГК РФ (ст.614), согласно которому они могли осуществлять такой пересмотр не чаще одного раза в год. Это усложняло работу обеих сторон лизингового договора, так как большинство договоров содержало оговорку о праве лизингодателя на пересмотр размера лизинговых платежей в связи с инфляцией, изменением курса доллара и т.д., то есть потребность в таких изменениях возникала чаще одного раза в год. Новой редакцией Закона о лизинге установлено право на пересмотр размера лизинговых платежей не чаще одного раза в три месяца, если иное не предусмотрено договором лизинга (п.2 ст.28 Закона).
Подводя итог, можно сказать, что с внесением изменений в Закон о лизинге устранены многие проблемы, препятствовавшие развитию лизинга в России.
Необходимо отметить и международно-правовые документы. В 1988 г. в Оттаве была заключена Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Россия к данной Конвенции присоединилась только в 1998 г. в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г.
Таким образом, в настоящее время права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом “О финансовой аренде (лизинге) ” и договором лизинга. При международном лизинге они устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г.
Помимо вышеуказанных нормативных актов был принят целый ряд нормативных документов, регулирующих различные аспекты лизинга (налоговые, таможенные, бухгалтерские, антимонопольные, в области предоставления информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), в области поддержки агропромышленного производства и авиации, и так далее), а также определяющих его особенности в различных отраслях (например, Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" или Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы").
Наиболее значимым в свете лизинговых правоотношений является налоговое законодательство. Так, 6 августа 2001 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах". В соответствии с пунктом 14 данного закона с 1 января 2002 года вступила в силу Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (далее НК). Принятая Глава "Налог на прибыль" сохраняет за лизингом преимущества и делает его эффективным источником финансирования капитальных вложений предприятий. По-прежнему данный способ финансирования будет позволять минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.
Что касается взаимодействия лизинговых компаний с Комитетом РФ по финансовому мониторингу, то в этой сфере существует целый блок нормативных актов. Основополагающими актами являются:
1 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - в соответствии с которым операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга);