Обзор нормативно-законодательной базы в сфере лизинговых сделок
Финансовая аренда (лизинг) в России имеет сравнительно непродолжительную историю развития. В истории развития законодательства о лизинге условно можно выделить 3 (три) основных этапа. [37]
Первый этап (конец 80-х годов - 1994 год) характеризуется отсутствием специального правового регулирования лизинговых правоотношений. По сути, лизинговые правоотношения в этот период регулировались общими нормами об аренде.
Второй этап (сентябрь 1994 г. - октябрь 1998 г.) характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых правоотношений.
Его начало ознаменовалось принятием Указа Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” (утратил силу). Указ впервые дал определение лизинга и обозначил объекты, которые могут сдаваться в лизинг. Своей целью Указ объявил поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие частного бизнеса, повышение эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства. Все это предполагалось осуществить с помощью лизинга.
Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ 29 июля 1995 г. приняло постановление № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым было утверждено Временное положение о лизинге (утратило силу). Во Временном положении давались понятие лизинга, понятия субъектов и объектов лизинга, права и обязанности сторон, общая сумма лизинговых платежей. Однако, хотя во Временное положение периодически и вносились изменения, очень большой круг вопросов остался неурегулированным.
Важной правовой основой лизинговых операций в России является часть вторая Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), где в § 6 гл.34 "Финансовая аренда (лизинг)" имеется шесть статей, непосредственно посвященных лизингу.
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167, утвердившим "Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации", был детально регламентирован процесс лицензирования лизинговой деятельности. Данное Положение применялось в части, не противоречащей Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ. Однако 1 февраля 2001 года Постановлением Правительства РФ № 80 было утверждено новое "Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации", в соответствии с которым предыдущее Положение признавалось утратившим силу. В настоящее время в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01 года № 128-ФЗ, и в связи с внесением изменений и дополнения в Федеральный закон “О лизинге" лизинговая деятельность в России перестала быть лицензируемым видом деятельности.
Третий этап (1998 г. - по настоящее время) характеризуется принятием специального закона “О лизинге" от 29.10.1998 г. № 64-ФЗ (в настоящее время наименование Закона изложено в следующей редакции: “О финансовой аренде (лизинге) ”).
Изменения, внесенные ФЗ от 29.01.02 г. № 10-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О лизинге" должны положительно сказаться на дальнейшем развитии финансовой аренды в России. Закон в новой редакции:
Рассмотрим теперь подробнее изменения, внесенные в Закон о лизинге 23.12.2003 г.
Исключены положения, противоречащие действующему законодательству. Уточнены термины и определения, используемые в Законе о лизинге, что позволяет избежать "терминологической" путаницы и получить четкое представление о сути лизинга. Дано новое определение лизинга, а также понятий "лизинговый договор" (вместо лизинговой сделки) и "лизинговая деятельность".
Исключены положения, которые пересекаются с нормами налогового законодательства: определение структуры лизингового платежа, состава вознаграждения лизингодателя, дохода и прибыли лизинговой компании. Благодаря этому устранены противоречия между законодательством о лизинге и налоговым законодательством.
Исключены положения, которые противоречили законодательству, регулирующему деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Теперь лизингодатель не имеет права на назначение аудиторских проверок деятельности лизингополучателя и на участие без права голоса в общих собраниях учредителей и органов управления лизингополучателя.