Виды контроля и их классицфикация
Ревизия начинается в каждом случае письменным распоряжением руководителя организации, его заместителя или постановлением (распоряжением) председателя ревизионной комиссии. В распоряжении указываются наименование ревизуемой организации, фамилии ревизующих, в том числе руководителя ревизии, период и сроки ревизии. Кроме распоряжений ревизору дается задание, конкретизирующее содержание, объем и порядок ревизии.
По организационным формам ревизионный контроль в Российской Федерации подразделяется следующим образом[3]:
- вневедомственный;
- внутриведомственный;
- внутрихозяйственный.
Вневедомственный контроль осуществляют государственные органы управления и органы специализированного контроля: Государственная налоговая служба, Счетная палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление МФ РФ и др.
Внутриведомственный контроль осуществляется министерствами, главными управлениями и другими объединениями по отношению к подведомственным им организациям, в потребительской кооперации – контрольно-ревизионными управлениями Центросоюза, областных, краевых и республиканских союзов.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется за производственной и хозяйственной деятельностью организаций администрацией и функциональными отделами управления, а также за финансовой, производственной, хозяйственной деятельностью потребительских обществ, союзов и их предприятий.
По времени осуществления внутрихозяйственный контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Предварительный контроль осуществляется с целью недопущения незаконных действий, непроизводительных расходов материальных, трудовых, денежных ресурсов. Производится до начала совершения хозяйственных операций в процессе планирования.
Текущий (оперативный) контроль – систематическое наблюдение за совершением хозяйственной деятельности организациями. Основная задача этого контроля – своевременное выявление отклонений фактических показателей деятельности от плановых (сметных, нормативных) с целью принятия мер по устранению отрицательных факторов в работе и закреплению положительного опыта.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций. Его задача – проверить законность совершенных хозяйственных операций, недостатки в работе, нарушения и злоупотребления, принять меры по улучшению эффективной деятельности организации и системы внутреннего контроля.[4]
Путем четкого сочетания всех видов контроля – последующего, предварительного и текущего – достигается наиболее высокая эффективность хозяйственного контроля.
По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом) по данным первичных документов, учетных записей и отчетности, в которых она получила отражение.
Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и осуществляется путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа для установления фактического состояния других объектов проверки.
Объектами фактического контроля являются:
· Наличные деньги в кассе;
· Наличие основных средств;
· Товарно-материальные ценности;
· Незавершенное производство.
Хозяйственный контроль осуществляется в форме экономического анализа, тематической проверки, документальной ревизии.