Организация налогового контроля ФНС РФ
- наблюдение за функционированием подконтрольных объектов;
- анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;
- принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий;
- учёт конкретных нарушений, выявление их причин и условий;
- пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий и новых правонарушений;
- выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Налоговый контроль предназначен для решения следующих задач4:
- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
- обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
- улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
- проверка целевого использования налоговых льгот;
- пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.
Основной из всех вышеперечисленных задач налогового контроля является обеспечение экономической (финансовой) безопасности государства, поэтому основными методами налогового контроля должны стать прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем - применение карательных санкций для возможных в будущем правонарушений.
Принципами налогового контроля являются5:
1. Принцип законности. Принцип законности - основной принцип деятельности органов государственной власти России как правового государства. В любой области права фиксируется необходимость строгого соблюдения требований законов и основанных на них предписаний иных правовых актов всем субъектам права.
2. Принцип открытости (гласности) проведения налогового контроля для проверяемого лица.
Данный принцип подразумевает под собой информированность и полную осведомленность лица о проведении в отношении него тех или иных мероприятий налогового контроля и об их результатах. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах не предусмотрено проведения каких-либо скрытых, тайных или секретных форм налогового контроля.
3. Принцип "закрытого перечня" в выборе для налоговых органов форм и мероприятий налогового контроля.
Налоговые органы при проведении налогового контроля имеют право осуществлять его не произвольно, а только в тех рамках, которые установлены действующим законодательством.
4. Принцип обязательности выполнения проверяемым лицом законных требований налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля.
В соответствии с данным принципом проверяемое лицо не вправе отказать налоговому органу в представлении ему сведений и документов, необходимых для проведения налоговой проверки.
5. Принцип объективности и документальности.
Налогоплательщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении ими контрольных мероприятий. Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.