Организация налогового контроля ФНС РФ
Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля реализуются государственные интересы в области бюджета, финансов и налогов2.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами различных уровней мероприятий требует систематического пополнения финансовыми ресурсами, что достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
На практике юридические и физические лица часто допускают несвоевременную уплату налогов в связи с рядом различных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств, несвоевременной сдачи документов в банк на уплату сумм налогов в бюджет, уклонения от их уплаты.
В связи с этим на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. НК РФ дает перечень форм налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Все формы налогового контроля перечислены в Налоговом кодексе, ни налоговые органы, ни Правительство не могут самостоятельно вводить в их число иные формы контроля.
Вместе с тем формы, указанные в НК РФ, при их практической реализации очень часто смешиваются и пересекаются: в рамках налоговых проверок проводятся проверки данных учета и отчетности, в рамках выездных проверок проводятся получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, осмотр помещений и территорий. Поэтому фактически налоговый контроль сводится к проведению налоговых проверок и текущему контролю на налоговых постах, хотя случается и самостоятельное применение форм налогового контроля3.
Налоговое законодательство также предусматривает три стадии налогового контроля:
1) Учет налогоплательщиков;
2) Проведение налоговых проверок и оформление их результатов;
3) Производство по делу о налоговом правонарушении
Контроль в сфере налогообложения не является самоцелью - он должен вести к достижению тех задач, которые отвечают интересам государства и общества. Для осуществления этой общей цели налоговые органы наделены соответствующими властно-принудительными полномочиями. Для выполнения налоговыми органами своих полномочий они взаимодействуют с различными органами, такими как органы МВД, таможенные органы, миграционная служба, БТИ и другие.
Функциями налогового, как и любого государственного контроля являются следующие: