Управление государственными финансами
В условиях рыночной экономики различна и ответственность частного и правительственного секторов перед собственниками и владельцами ценных бумаг. Однако если по отношению к первому они располагают правом выбора между различными категориями, то по отношению к правительственному сектору выбор практически элиминируется. Однако, и в том и в другом случае, владельцы ценных бумаг могут влиять на политику корпораций посредством участия в делах последней и на политику правительства, правда, более косвенным образом, через механизм референдумом и выборов.
И наконец, частный сектор более свободен в изменении своего поведения под влиянием объективно складывающейся экономической конъюнктуры; ему проще убедить владельца акций в необходимости таких изменений.
Правительству намного труднее в этом плане. Если данные в ходе избирательной компании обязательства, определившие на выборах, по тем или иным причинам оказываются невыполненными, то это ставит под сомнение честность и компетентность избранных и по сути дела обеспечивает победу на следующим выборах их политическим оппонентам.
В демократических государствах, экономический строй которых зиждется на рыночных отношениях, государственные финансы и, прежде всего, бюджет являются универсальным инструментом контроля за деятельностью правительства. Он реализуется через механизм отчетности принимающих решения в области распределения ассигнований. Ответственность в демократических государствах означает обязанность выборных органов и должностных лиц выполнять конституцию.
В большей мере именно выборные органы исполнительной и законодательной ветвей власти несут ответственность за использование государственных средств. Фактически, однако, на стадии формирования бюджета и других финансовых планов государства выборщики лишены возможности летального их изучения, оценки и оказания влияния. И хотя многие реформы в области государственных финансов преследовали и преследуют цель, как можно более полно учитывать интересы нации, тем не менее только в идеале можно представить себе такое положение, когда каждый обладающий правом голоса на выборах сможет высказать компетентное мнение относительно формирования и использования государственных денежных фондов.
Эта идея реализуется через механизм распределения полномочий, компетенции и ответственности между исполнительной и законодательной властью в общегосударственном масштабе и на региональном уровне. Модель распределения полномочий по поводу государственных финансов в том виде, в каком она существует в западных странах в настоящее время, есть результат постоянной и многовековой работы законодателей по приданию ей оптимальности, в данном случае понимаемой как наиболее соответствующей государственным интересам.
Знакомство с литературой в этой области позволяет сделать несколько главных выводов. Первый состоит в том, что, несмотря на национальные различия, демократическая традиция и экономическая целесообразность предопределили четкое и, в основном, идентичное распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти по поводу управления государственными финансами. Второй можно сформировать как превалирование исполнительной власти в части парламентской инициативы по финансовым вопросам. Третий - существует стремление к лимитированию законодателей в принятии решений, приводящих к несбалансированности государственных финансов. Четвертый заключается в создании механизма постоянного контроля за деятельностью той и другой ветвей власти в вопросах формирования и использования государственных финансовых ресурсов.