Управление государственными финансами
Управление государственными финансами охватывает деятельность, связанную с проведением финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой финансового законодательства. Сюда же относится составление и исполнение бюджета, сбор налогов, выпуск займов, управление государственным долгом.
Управление предполагает наличие объекта, в нашем случае это различные виды финансовых отношений, и субъекта - это государственные органы. Центральным элементом управления финансами выступает планирование, под которым понимается обоснование показателей, приемов и инструментов их достижения.
Неотъемлемый элемент управления финансами - контроль. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы для роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
Управление финансами относится к компетенции центрального финансового ведомства государства, а это, как правило, министерство финансов. С обретением Республикой Беларусь национальной государственности Министерство финансов стало самостоятельным органом государственного управления, до этого его самостоятельность была ограниченной, так как оно кроме Правительства, еще подчинялось Министерству финансов СССР. В этой связи необходимо отметить, что задачи, структура и функции главного финансового ведомства претерпели существенные изменения.
В управлении государственными финансами важная роль принадлежит Государственному налоговому комитету и его органам на местах. Их управленческие функции в основном сводятся к осуществлению контроля за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей.
Осуществляя функции по управлению государственными финансами. Минфин, ГНК и их местные органы исходят из необходимости тесного взаимодействия с финансовыми службами отраслевых министерств, концернов, предприятий. Управленческая деятельность наполняется новым содержанием, что в первую очередь связано с переходом аналоговому методу изъятия части чистого дохода и долговременным финансовым нормам и норматива КГ при финансировании социально-культурной сферы. Неотъемлемым элементом управления, его исходной базой является финансовое планирование. Изменились подходы и методология планирования как на государственном уровне, так и на уровне министерств и предприятий. Финансовые планы составляются с учетом действия рыночных механизмов. Оставаясь обязательными для выполнения, финансовые планы тем не менее становятся более гибкими, а их составление основывается на проработке огромного количества информации, которая прежде не использовалась или использовалась в ограниченных размерах.
Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой либо вытекают из нее. Обычными параметрами, закладываемыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в расходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денежными фондами.
В современных условиях на всех уровнях при финансовом планировании используются компьютерные техника и технологии, что позволяет значительно ускорить этот процесс, делать многовариантные планы и в конечном счете повышать качество финансовых планов.