Управление государственными финансами
Можно утверждать, что в той или иной степени любое политическое решение, связанное с распределением и перераспределением ограниченных ресурсов, есть решение экономическое. И наоборот, кажущиеся, на первый взгляд исключительно экономическими многие решения формируют политические установки и предпочтения.
По поводу государственных финансов возникает сложная система отношений между государственным и частным секторами, внутри системы органов государственной власти и государственного управления, между центром и регионами.
В процессе формирования и использования государственных денежных средств происходит их распределение и перераспределение, и естественно, стремление каждой из сторон оказывать большее влияние на этот процесс.
Государственные финансы не включают в себя всех финансовых ресурсов страны. В нормальных условиях их распределение между правительством, хозяйствующими субъектами и населением осуществляется в интересах каждой из сторон, исходя из конкретных условий данного государства. И только в исключительных случаях (в военное время или чрезвычайного положения) финансовые ресурсы страны и государственные финансы имеют тенденцию к объединению.
Государственные финансы отличны от финансов хозяйствующих субъектов и других участников экономических отношений по своему предназначению. Если последними в конечном счете движет стремление к получению прибыли, то государственные финансы, хотя и не исключают возможности получения прибыли, тем не менее не ставят своей целью достижение последней. Мотивационно их цель не связана с самовозрастанием за счет получения доходов.
Получаемые государством в виде налогов, сборов, отчислений средства, идущие в бюджет и внебюджетные фонды, являются обязательными. Их сущность обусловлена потребностью государства в финансировании мероприятий, носящих общегосударственное или локальное значение. В этом смысле размер средств, поступающих в распоряжение государства, произволен от потребностей государства в финансовых ресурсах.
Государство выполняет в обществе ряд функций, которые не могут быть реализованы неправительственным сектором. Выполнение этих функций не может быть замерено в стоимостном выражении. Ни в какое сравнение не идет стоимость лечения одного больного раком или аппендицитом, однако в том и другом случае речь идет о спасении жизни человека. Именно отсутствие соизмеримости таких и аналогичных расходов объясняет, почему правительственный, а не частный сектор выполняет эти функции.
Кроме того, многие оказываемые правительственным сектором услуги носят исключительно коллективный характер, в то время как услуги, оказываемые частным сектором, носят индивидуальный или групповой характер. Если ВАЗ выпускает легковые автомобили, то они являются предметом индивидуального или совместного пользования, но выпущенная предприятием ВПК система раннего обнаружения ракет противника относится к категории продукции, удовлетворяющей общественную потребность в обороне. Каждый отдельный житель страны вряд ли бы взялся финансировать хоть ничтожную часть реализации проекта по строительству атомных подлодок, однако как налогоплательщики все население страны участвует в финансировании таких проектов.
Если в частном секторе инвестиции производятся с расчетом отдачи в виде прибыли и дивидендов, неправительственный сектор, как правило, инвестируется без расчета на отдачу в пределах кратко - и среднесрочной перспективы. Хотя, безусловно, многие социальные программы рассчитаны на вполне конкретную отдачу. Например, снижение заболеваемости "дорогостоящими" болезнями позволяет правительству, рассчитывать на высвобождение идущих на научные исследования в этой области средств. Не действует здесь в полной мере и механизм цен. Влияние спроса и предложения или вообще отсутствует, или учитывается правительством исключительно как расчетные величины при размещении государственного заказа среди конкурирующих фирм-подрядчиков.