Источники формирования финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов РФ
В соответствии с единым социальным налогом (приложение 2) для лиц, производящих выплаты физическим лицам (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов), при налоговой базе до 280 тыс. руб. тариф взносов составляет в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1%, в Территориальный — 2,0%. Основное направление расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования связано с расходами на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Так, в 2004 г. доля этого направления расходования средств составляла 87,7% в общем объеме расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в 2003 г. — 86,7% в соответствии с Законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Другим крупным направлением расходования средств Фонда являются расходы на финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (в 2004 г. — 10,8%, в 2003 г. — 11,3%).
Показательно, что в результате снижения процентной ставки по ЕСН и изменения пропорций отчислений страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС доля налоговых доходов ТФОМС сократилась ровно настолько, насколько увеличилась доля неналоговых – на 12,3%.
Структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2003—2007 гг. в соответствии с законами о бюджете ФФОМС на соответствующий год представлена в Приложении 5. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования по Республике Татарстан в 2007 году было выделено 2078192,9 тыс. рублей.
Фонд социального страхования РФ
Основные направления деятельности Фонда социального страхования осуществляются в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101.
Согласно данному положению Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Это значит, что Фонд самостоятельно формирует средства и распоряжается ими, но формирование бюджета Фонда и контроль за его исполнением производится на основе законов Российской Федерации.
Основными источниками средств Фонда социального страхования являются:
1) налоги и взносы на социальные нужды, в том числе:
— единый социальный налог, зачисляемый в ФСС;
— страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний;
2) налоги на совокупный доход:
— единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— единый сельскохозяйственный налог;
3) задолженность и перерасчеты по отмеченным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
4) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (доходы от размещения временно свободных средств ФСС);