Источники формирования финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов РФ
Государственные внебюджетные фонды как форма образования и расходования денежных средств в настоящее время образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, хотя такое положение было не всегда. Например, в Советском Союзе с 1938 г. бюджет Государственного фонда социального страхования входил и в государственный бюджет СССР.
В начале 90-х годов было решено отказаться от принципа дифференциации отчислений на социальное страхование по отраслевому признаку. Одним из аргументов в пользу такого изменения служили данные статистики об уменьшении тяжести и количества профессиональных и специфических отраслевых заболеваний с одновременным увеличением общераспространенных заболеваний, не зависимых от отраслевой принадлежности. Одновременно приводились статистические данные об улучшении состояния техники безопасности, уменьшении количества несчастных случаев на производстве во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому переход к единым унифицированным отчислениям на социальное страхование независимо от страхового риска в отрасли выглядел оправданным. Такой же подход сохранился и в дальнейшем, когда вместо одного бюджетного фонда государственного социального страхования произошёл переход к системе внебюджетных государственных фондов социального назначения. Качественно сама база для начисления страховых взносов существенно не изменилась, так как на смену фонду заработной платы пришел фонд оплаты труда, но в связи с тяжелым финансовым положением в 90-к годах в экономике страны с массовыми задержками заработной платы, с инфляцией в стране денежная (количественная) база для начисления страховых взносов и их реального перечисления во внебюджетные фонды значительно (в сопоставимом выражении) сократилась.[21]
Федеральные внебюджетные фонды (более широкая трактовка) формируются за счет следующих источников:
• специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.[22]
Характерной чертой всех государственных внебюджетных фондов, функционирующих на территории РФ является то, что основной доходной частью каждого из них является доля в ЕСН. Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Таблица расчетов ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за исключением предусмотренных действующим законодательством, представлена в приложении 2. Однако, каждый из существующих государственных внебюджетных фондов имеет ряд особенностей при формировании доходов фонда.
Рассмотрим структуру доходов конкретного государственного внебюджетного фонда на примере бюджета Пенсионного фонда РФ в соответствии с бюджетной классификацией.
Налоги и взносы на социальные нужды.
1. Страховые взносы, в том числе:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;