Сегментарный анализ затрат и прибыли
Информацию по отчетному сегменту подготавливают в соответствии с учетной политикой предприятия. Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей информации по отчетным сегментам, а также причины этих изменений и оценка последствий их в денежном выражении подлежат детальному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года. Подробности устройство защиты от протечек воды тут.
При подготовке бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляют посредством представления определенного набора показателей. При этом выделяют первичную и вторичную информацию по сегментам. Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производят исходя из приоритетных источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей устанавливают на основе организационной и управляющей структуры предприятия, а также системы внутренней отчетности.
В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрывают следующие показатели, характерные для данного сегмента:
• общую величину, в том числе полученную от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
• финансовый результат (прибыль или убыток);
• общую балансовую величину активов;
• общую сумму обязательств;
• объем капитальных вложений в основной капитал и нематериальные активы;
• общую сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
• совокупную долю в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общий объем вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.
При изучении информации по отчетному сегменту аналитик рассматривает следующие приоритетные аспекты его деятельности:
• долю сегмента в общем объеме выручки от продаж, себестоимости проданных товаров и прибыли предприятия, их динамику за последние два-три года;
• удельный вес отчетного сегмента в активах и обязательствах предприятия, а также их динамику за ряд отчетных периодов;
• характер делового и финансового рисков, присущих деятельности предприятия в определенном географическом регионе;
• долю капитальных вложений отчетного сегмента в их общем объеме по предприятию в целом;
• влияние изменений в учетной политике на показатели деятельности отчетных сегментов и др.
Если на предприятии налажен управленческий учет, то информацию по отчетным сегментам для внутренних пользователей можно представить в виде табл. 7.10.
Таблица 7.10
Сегментарный отчет по предприятии) при упрощенном расчете
маржинального дохода
Показатели |
Отчетные сегменты |
По предприятию в целом | ||||||
№1 |
№2 |
№3 | ||||||
Сумма, млн. руб. |
% |
Сумма, млн. руб. |
% |
Сумма, млн. руб. |
% |
сумма, млн. руб. |
% | |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров |
48,0 |
100,0 |
42,0 |
100,0 |
30,0 |
100,0 |
120,0 |
100,0 |
2. Переменные издержки |
30,72 |
64,0 |
26,04 |
62,0 |
19,5 |
65,0 |
76,26 |
63,55 |
3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) |
17,28 |
36,0 |
15,96 |
38,0 |
10,5 |
35,0 |
43,74 |
36,45 |
4. Постоянные издержки |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
36,0 |
30,0 |
5. Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
7,74 |
6,45 |