Сегментарный анализ затрат и прибыли
В условиях рыночных отношений управление издержками и прибылью является одним из важнейших направлений деятельности руководства предприятия.
Одним из эффективных методов такого управления является сегментарный анализ затрат и операционной прибыли. Методический инструментарий для подобного анализа предоставляет Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 от 27.01.2000 г.
Практическое применение данного Положения призвано обеспечить заинтересованных пользователей следующими видами информации:
• по сегменту рынка — информация, раскрывающая часть деятельности предприятия в определенных хозяйственных условиях посредством предоставления установленного перечня бухгалтерской отчетности;
• по операционному сегменту — сведения, раскрывающие часть деятельности предприятия по выпуску определенного товара (работы, услуги);
• по географическому сегменту — информация, представляющая часть деятельности предприятия по производству продукции (работ и услуг) в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам в части получения прибыли, отличным от рисков, имеющих место в других географических регионах деятельности предприятия;
• по отчетному сегменту — сведения по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащие обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности;
• о доходах (выручке от реализации товаров) сегмента — информация о выручке от продажи конкретных товаров в определенном географическом регионе, а также части общей выручки предприятия, которая обоснованно относится к данному сегменту;
• о расходах сегмента — сведения о расходах по производству определенных товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе деятельности предприятия, а также части общих расходов, которая обоснованно приходится на данный сегмент;
• о финансовом результате сегмента — информация о разнице между выручкой (доходами) и расходами сегмента;
• об активах и обязательствах — информация об активах и обязательствах, которые связаны с определенным географическим регионом деятельности предприятия.
Перечень сегментов (отчетных сегментов), информацию по которым раскрывают в бухгалтерской отчетности, предприятие устанавливает самостоятельно исходя из организационной и управленческой структуры.
Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливает организация, на которую возложена разработка сводной бухгалтерской отчетности. При выделении информации по отчетным сегментам принимают во внимание различные виды предпринимательского и финансового рисков, которым подвержено предприятие.
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
• назначению товаров;
• процессу производства товаров;
• потребителям (покупателям) товаров;
• методам продажи товаров;
• системам управления деятельностью предприятия и др.
Формирование информации по географическому сегменту можно осуществлять по определенному государству (нескольким государствам), региону или ряду регионов в России.
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности предприятия информацию по географическому сегменту можно представить по местам расположения активов (ведения деятельности) или рынков сбыта (потребителей продукции).
Операционный или географический сегмент считают отчетным, если значительная величина его выручки от реализации товаров получена от внешних покупателей и выполняется одно из следующих условий:
• выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данного предприятия составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
• финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или убытка всех сегментов;
• активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, должно приходиться не менее 75% выручки предприятия.
При подготовке бухгалтерской отчетности следует соблюдать последовательность в выделении отчетных сегментов. На практике это означает, что отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен быть представлен в отчетном периоде независимо от перечисленных выше ограничений.
При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимают только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения информативных источников.
Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяют между ними, если имеет место распределение доходов и расходов. Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, которые относятся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности, обособленности отчетных сегментов и от других факторов.