Анализ прибыли от реализации продукции

Расчет воздействия первого фактора (изменения выручки от продажи товаров) может быть произведен двумя способами:

1. В виде разницы между базовой суммой валовой прибыли, пересчитанной на индекс изменения выручки от продажи товаров, и суммой прибыли в базисном периоде, т. е. по формуле:

(69)

где ∆ВПв — прирост валовой прибыли в базисном периоде; ВП0 — сумма ва­ловой прибыли в базисном периоде.

2. Путем умножения прироста (снижения) индекса изменения выручки от про­дажи товаров (Ив - 1) на размер прибыли в базисном периоде:

(70)

Пример

Индекс изменения выручки от продажи товаров равен 0,89 (2046,3/2298,1). Расчет воздействия фактора изменения выручки от продажи товаров:

1.638,3 х 0,89 - 638,3 - -70,2 млн. руб.

2.638,3 х (0,89 - 1,0) = -70,2 млн. руб.

В данном примере снижение выручки от продажи товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным привело к уменьшению валовой прибыли на 70,2 млн. руб.

Расчет влияния второго фактора (сдвигов в ассортименте на изменение при­были —∆ВП(А) осуществляют, если имеются различия в уровне рентабельности всей проданной продукции. Рентабельность реализованной продукции для этих целей можно определить отношением прибыли к выручке от продажи товаров. Используют два способа расчета.

При первом способе расчета устанавливают разницу между базисной валовой прибылью, рассчитанной исходя из фактического объема и ассортимента реали­зованной продукции, и базисной суммой прибыли, пересчитанной на индекс из­менения объема продажи продукции, т.е. по формуле:

(71)

При втором способе расчета влияния сдвигов в структуре ассортимента на ва­ловую прибыль разница между базисным уровнем рентабельности, рассчитан­ным исходя из фактического объема и ассортимента проданной продукции, и ее базисным уровнем умножается на выручку от продажи продукции отчетного пе­риода в базисных ценах (с учетом индекса инфляции) по формуле:

(72)

Пример 1

∆ВП{А) = 438,5 - (638,3 х 0,89) = 438,5 - 568,1 = -129,6 млн. руб.

Пример 2

В этих двух примерах в отчетном периоде по сравнению с базисным имело ме­сто снижение удельного веса проданной продукции с более высоким уровнем рентабельности в ее объеме, что привело к уменьшению валовой прибыли на -129,6 млн. руб.

Расчет влияния третьего фактора (колебания себестоимости реализованной продукции) на изменение валовой прибыли (∆ВПс) определяют вычитанием из себестоимости продукции отчетного периода (C1), этого показателя, рассчитанно­го исходя из базисных затрат на единицу продукции (Сх) по формуле:

(73)

Пример

∆ВПС = 1768,6 - 1607,8 = 160,8 млн. руб.

В результате роста себестоимости продукции валовая прибыль отчетного года снизилась на 160,8 млн. руб.

Расчет влияния четвертого фактора (колебания продажных цен) на изменение валовой прибыли (∆ВПц ) устанавливают путем вычитания из фактической вы­ручки от продажи товаров (B1) выручки от фактически реализованной продук­ции в базисных ценах (Вх):

(74)

Пример

∆ВПЦ = 2291,8 - 2046,3 - 245,5 млн. руб.

Итак, рост продажных цен на реализованную продукцию обусловил увеличение валовой прибыли на 245,5 млн. руб.

Таким образом, совокупное влияние четырех перечисленных факторов привело к падению валовой прибыли отчетного года по сравнению с базисным на сумму -115,1 млн. руб. [(-70,2) + (-129,6) + (-160,8) + (245,5)].

Результаты факторного анализа целесообразно обобщить в отдельной табл. 7.5.

Перейти на страницу: 1 2 3 4