Анализ прибыли от реализации продукции
Расчет воздействия первого фактора (изменения выручки от продажи товаров) может быть произведен двумя способами:
1. В виде разницы между базовой суммой валовой прибыли, пересчитанной на индекс изменения выручки от продажи товаров, и суммой прибыли в базисном периоде, т. е. по формуле:
(69)
где ∆ВПв — прирост валовой прибыли в базисном периоде; ВП0 — сумма валовой прибыли в базисном периоде.
2. Путем умножения прироста (снижения) индекса изменения выручки от продажи товаров (Ив - 1) на размер прибыли в базисном периоде:
(70)
Пример
Индекс изменения выручки от продажи товаров равен 0,89 (2046,3/2298,1). Расчет воздействия фактора изменения выручки от продажи товаров:
1.638,3 х 0,89 - 638,3 - -70,2 млн. руб.
2.638,3 х (0,89 - 1,0) = -70,2 млн. руб.
В данном примере снижение выручки от продажи товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным привело к уменьшению валовой прибыли на 70,2 млн. руб.
Расчет влияния второго фактора (сдвигов в ассортименте на изменение прибыли —∆ВП(А) осуществляют, если имеются различия в уровне рентабельности всей проданной продукции. Рентабельность реализованной продукции для этих целей можно определить отношением прибыли к выручке от продажи товаров. Используют два способа расчета.
При первом способе расчета устанавливают разницу между базисной валовой прибылью, рассчитанной исходя из фактического объема и ассортимента реализованной продукции, и базисной суммой прибыли, пересчитанной на индекс изменения объема продажи продукции, т.е. по формуле:
(71)
При втором способе расчета влияния сдвигов в структуре ассортимента на валовую прибыль разница между базисным уровнем рентабельности, рассчитанным исходя из фактического объема и ассортимента проданной продукции, и ее базисным уровнем умножается на выручку от продажи продукции отчетного периода в базисных ценах (с учетом индекса инфляции) по формуле:
(72)
Пример 1
∆ВП{А) = 438,5 - (638,3 х 0,89) = 438,5 - 568,1 = -129,6 млн. руб.
Пример 2
В этих двух примерах в отчетном периоде по сравнению с базисным имело место снижение удельного веса проданной продукции с более высоким уровнем рентабельности в ее объеме, что привело к уменьшению валовой прибыли на -129,6 млн. руб.
Расчет влияния третьего фактора (колебания себестоимости реализованной продукции) на изменение валовой прибыли (∆ВПс) определяют вычитанием из себестоимости продукции отчетного периода (C1), этого показателя, рассчитанного исходя из базисных затрат на единицу продукции (Сх) по формуле:
(73)
Пример
∆ВПС = 1768,6 - 1607,8 = 160,8 млн. руб.
В результате роста себестоимости продукции валовая прибыль отчетного года снизилась на 160,8 млн. руб.
Расчет влияния четвертого фактора (колебания продажных цен) на изменение валовой прибыли (∆ВПц ) устанавливают путем вычитания из фактической выручки от продажи товаров (B1) выручки от фактически реализованной продукции в базисных ценах (Вх):
(74)
Пример
∆ВПЦ = 2291,8 - 2046,3 - 245,5 млн. руб.
Итак, рост продажных цен на реализованную продукцию обусловил увеличение валовой прибыли на 245,5 млн. руб.
Таким образом, совокупное влияние четырех перечисленных факторов привело к падению валовой прибыли отчетного года по сравнению с базисным на сумму -115,1 млн. руб. [(-70,2) + (-129,6) + (-160,8) + (245,5)].
Результаты факторного анализа целесообразно обобщить в отдельной табл. 7.5.