Анализ прибыли от реализации продукции
(63)
где B0 и Bi — выручка от продажи товаров в базисном и отчетном периодах; Qi0 и Qj1 — объем выпуска товаров (изделий) i-ro вида в этих периодах; Цi0 и Цi1— отпускная цена изделия г-го вида в базисном и отчетном периодах.
Фактическую себестоимость товаров формируют идентичным образом под воздействием объема реализации и затрат на единицу товара (изделия) в соответствующем периоде:
(64)
где Со и С1 — фактическая себестоимость проданной продукции в базисном и отчетном периодах; Сi0 и Сi1 — себестоимость товара (изделия) i-го вида в базисном и отчетном периодах.
Соответственно и сравнение валовой прибыли, т. е. ВПи и ВПо будет складываться под влиянием несопоставимых факторов.
Пофакторный анализ валовой прибыли (ВГГ) традиционно осуществляют с помощью приема элиминирования (способом цепных подстановок).
Элиминирование — технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе ряд признаков исключают и оставляют только главный признак, который служит объектом исследования.
Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать следующие дополнительные показатели:
• выручку от продажи товаров (без косвенных налогов) отчетного периода в базисных ценах (Вx), которую определяют по формуле:
(65)
• себестоимость проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции (Сх), которую вычисляют по формуле:
(66)
• базисную валовую прибыль (ВПх), рассчитанную исходя из объема и ассортимента проданных товаров, которую определяют в виде разницы между выручкой от продажи товара отчетного периода в базисных ценах (Вх) и себестоимостью проданных товаров отчетного периода (Сх) в базисных затратах на единицу продукции:
(67)
Проиллюстрируем методику расчета влияния отдельных факторов на изменение валовой прибыли (табл. 7.4).
Таблица 7.4
Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли, млн. руб.
Наименование показателей |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение отчетного года от базисного | |
в базисных ценах и затратах |
в фактических продажных ценах | |||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров |
(Bo) 2298,1 |
(Вх) 2046,3 |
(B1) 2291,8 |
-6,3 |
2. Себестоимость проданных товаров |
(Со) 1659,8 |
(Сх) 1607,8 |
(С1) 1768,6 |
+108,8 |
3. Валовая прибыль |
(ВП0) 638,3 |
(ВП0) 438,5 |
(ВП1) 523,2 |
-115,1 |
Индекс изменения выручки от продажи товаров в сопоставимых ценах определяют по формуле:
(68)
где Ие — индекс изменения выручки от продажи товаров.