Анализ прибыли от реализации продукции
Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации (табл. 7.3).
Как следует из табл. 7.3, снижение прибыли на 130,6 млн. руб., или на 52,4%, связано с падением выручки от продажи товаров на 6,3 млн. руб., или на 0,3%, ростом себестоимости проданных товаров на 108,8 млн. руб., или на 6,6%, а также управленческих расходов на 50,2 млн. руб., или на 15,8%. Следовательно, дальней шее сокращение затрат на производство и реализацию продукции является основным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 159,0 млн. руб. (108,8 + 50,2).
Таблица 7.3
Оценка прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж)
Наименование показателей |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение (+ или -), млн. руб. |
Отчетный год к базисному, % |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров |
2298,1 |
2291,8 |
-6,3 |
99,7 |
2. Себестоимость проданных товаров |
1659,8 |
1768,6 |
+108,8 |
106,6 |
3. Валовая прибыль |
638,3 |
523,2 |
-115,1 |
82,0 |
4. Коммерческие расходы |
71,3 |
36,6 |
-34,7 |
51,3 |
5. Управленческие расходы |
317,9 |
368,1 |
+50,2 |
115,8 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
249,1 |
118,5 |
-130,6 |
47,6 |
Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров. Порядок расчета валовой прибыли (ВП) можно представить в следующем виде:
(62)
где Qi — объем производства продукции i-го вида в натуральном выражении (тонн, штук, м2 и т. д.); Ц1 — продажная цена продукции г-го вида, руб.; Ci — себестоимость единицы продукции i-го вида, руб.; i — конкретный вид реализуемой продукции; п — количество видов реализуемой продукции (г = 1, 2, 3, ., п).
Исходя из указанного порядка расчета валовую прибыль формируют под влиянием следующих факторов:
• объема реализации;
• себестоимости реализованных изделий;
• продажных цен на реализованную продукцию;
• сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.
Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляют по данным Отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используют данные финансового плана (бюджета) и расчетов к нему. Однако этих данных для факторного анализа недостаточно. Они часто несопоставимы, поскольку на выручку (нетто) от продажи товаров влияет уровень отпускных цен, что вытекает из ее расчета за базисный и отчетный периоды: