Система показателей для оценки деловой активности

6.3. Анализ использования запасов

В процессе аналитической работы запасы могут быть сгруппированы следующим образом:

• сырье и материалы;

• затраты в незавершенном производстве;

• готовая продукция на складе и товары для перепродажи, которые являют­ся необходимым элементом любой производственно-коммерческой деятель­ности;

• прочие запасы и затраты.

Таблица 6.4

Расчет потребности в оборотных средствах по акционерному обществу

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Изменения за период (+ или -)

1. Средний остаток запасов, млн. руб.

1199,7

1197,4

-2,3

2. Средний остаток дебиторской задолжен­ности со сроком погашения до 12 месяцев, млн. руб.

726,6

768,9

+42,3

3. Средний остаток кредиторской задолженности

1066,2

1147,4

+81,2

4. Потребность в оборотных средствах (п. 1 + п. 2 - п. 3)

860,1

818,9

-41,2

5. Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), млн. руб.

2298,1

2291,8

-6,3

6. Потребность в оборотных средствах к вы­ручке от реализации ((п. 4/п. 5) х 100), %

37,4

35,7

-1,7

Под управлением запасами понимают анализ и контроль состояния запасов и принятие решений, направленных на экономию времени и средств за счет мини­мизации затрат, необходимых для формирования и хранения запасов, обеспечи­вающих бесперебойность производственно-сбытового процесса на предприятии.

Эффективное управление запасами направлено на решение следующих основ­ных задач:

• снизить производственные потери из-за дефицита материальных ресурсов;

• ускорить оборачиваемость материально-производственных запасов {МПЗ);

• уменьшить излишки МПЗ, которые ухудшают ликвидность баланса пред­приятия и иммобилизуют дефицитные денежные средства;

• снизить риск старения и порчи материалов;

• минимизировать издержки на хранение МПЗ.

В условиях конкурентной среды каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиться приемлемого объема производства и продажи товаров и тем са­мым упрочить свои позиции на рынке.

Для достижения такой цели необходимы соответствующие материальные и фи­нансовые ресурсы. Масштабы их привлечения зависят от текущих и перспектив­ных целей предприятия.

Во-первых, для осуществления процесса производства и продаж готовой про­дукции нужно закупать у поставщиков различные материальные ресурсы и поль­зоваться платными услугами. Данный процесс часто сопровождается отсрочками платежей, длительность которых зависит от финансовых возможностей постав­щиков.

При оценке возможных связей с поставщиками целесообразно учитывать сле­дующие факторы:

• сравнительные масштабы деятельности поставщика и покупателя;

• долю предприятия-поставщика в объеме реализации покупателя;

• уровень монополизации рынка конкретным поставщиком;

• наличие аналогичных товаров на рынке;

• предположительную структуру рынка (число возможных поставщиков).

Во-вторых, любое предприятие вынуждено создавать товарно-материальные запасы на различных стадиях производственного (эксплуатационного) цикла как гарантию против недопоставок материальных ресурсов. Запасы не должны быть чрезмерными, а их содержание — стоить дорого.

Ряд полезных рекомендаций.

• целесообразно рассчитывать и строго регулировать поставки каждого вида материальных ресурсов, избегать досрочных или запоздалых поставок;

• необходимо согласовывать сроки поставок с поставщиками;

• важно диверсифицировать своих поставщиков, чтобы в нужный момент воспользоваться благоприятным соотношением спроса и предложения на товары;

• обслуживание клиентов должно быть качественным;

• во избежание срыва поставок необходимо следить за финансовым положе­нием поставщиков (по данным публикуемой ими отчетности), а также их технической состоятельностью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9