Система показателей для оценки деловой активности
6.3. Анализ использования запасов
В процессе аналитической работы запасы могут быть сгруппированы следующим образом:
• сырье и материалы;
• затраты в незавершенном производстве;
• готовая продукция на складе и товары для перепродажи, которые являются необходимым элементом любой производственно-коммерческой деятельности;
• прочие запасы и затраты.
Таблица 6.4
Расчет потребности в оборотных средствах по акционерному обществу
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Изменения за период (+ или -) |
1. Средний остаток запасов, млн. руб. |
1199,7 |
1197,4 |
-2,3 |
2. Средний остаток дебиторской задолженности со сроком погашения до 12 месяцев, млн. руб. |
726,6 |
768,9 |
+42,3 |
3. Средний остаток кредиторской задолженности |
1066,2 |
1147,4 |
+81,2 |
4. Потребность в оборотных средствах (п. 1 + п. 2 - п. 3) |
860,1 |
818,9 |
-41,2 |
5. Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), млн. руб. |
2298,1 |
2291,8 |
-6,3 |
6. Потребность в оборотных средствах к выручке от реализации ((п. 4/п. 5) х 100), % |
37,4 |
35,7 |
-1,7 |
Под управлением запасами понимают анализ и контроль состояния запасов и принятие решений, направленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат, необходимых для формирования и хранения запасов, обеспечивающих бесперебойность производственно-сбытового процесса на предприятии.
Эффективное управление запасами направлено на решение следующих основных задач:
• снизить производственные потери из-за дефицита материальных ресурсов;
• ускорить оборачиваемость материально-производственных запасов {МПЗ);
• уменьшить излишки МПЗ, которые ухудшают ликвидность баланса предприятия и иммобилизуют дефицитные денежные средства;
• снизить риск старения и порчи материалов;
• минимизировать издержки на хранение МПЗ.
В условиях конкурентной среды каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиться приемлемого объема производства и продажи товаров и тем самым упрочить свои позиции на рынке.
Для достижения такой цели необходимы соответствующие материальные и финансовые ресурсы. Масштабы их привлечения зависят от текущих и перспективных целей предприятия.
Во-первых, для осуществления процесса производства и продаж готовой продукции нужно закупать у поставщиков различные материальные ресурсы и пользоваться платными услугами. Данный процесс часто сопровождается отсрочками платежей, длительность которых зависит от финансовых возможностей поставщиков.
При оценке возможных связей с поставщиками целесообразно учитывать следующие факторы:
• сравнительные масштабы деятельности поставщика и покупателя;
• долю предприятия-поставщика в объеме реализации покупателя;
• уровень монополизации рынка конкретным поставщиком;
• наличие аналогичных товаров на рынке;
• предположительную структуру рынка (число возможных поставщиков).
Во-вторых, любое предприятие вынуждено создавать товарно-материальные запасы на различных стадиях производственного (эксплуатационного) цикла как гарантию против недопоставок материальных ресурсов. Запасы не должны быть чрезмерными, а их содержание — стоить дорого.
Ряд полезных рекомендаций.
• целесообразно рассчитывать и строго регулировать поставки каждого вида материальных ресурсов, избегать досрочных или запоздалых поставок;
• необходимо согласовывать сроки поставок с поставщиками;
• важно диверсифицировать своих поставщиков, чтобы в нужный момент воспользоваться благоприятным соотношением спроса и предложения на товары;
• обслуживание клиентов должно быть качественным;
• во избежание срыва поставок необходимо следить за финансовым положением поставщиков (по данным публикуемой ими отчетности), а также их технической состоятельностью.