Условия возникновения и регулирования дефицита (излишка) денежных средств

и кредиторской задолженности по ОАО

Показатели

На начало предыдущего года

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

Изменение за период

(+ или -)

1. Оборотные активы, млн. руб.

2050,2

2420,4

2636,2

+586,0

2. Общая величина дебиторской задолженности, млн. руб.

644,0

924,7

1006,3

+362,3

2.1. Дебиторская задолженность (плате­жи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчет­ной даты)

2,0

113,5

279,8

+277,8

2.2. Дебиторская задолженность (плате­жи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

642,0

811,2

726,5

+84,5

3. Кредиторская задолженность, млн. руб.

1004,6

1117,7

1177,1

+172,5

4. Удельный вес дебиторской задолжен­ности в оборотных активах ((стр.2/стр. 1)х100),%

31,4

38,2

38,2

+6,8

5. Рекомендуемая величина дебитор­ской задолженности, %

25,0

25,0

25,0

6. Доля просроченной дебиторской задолженности в ее общем объеме ((стр. 2.1/стр. 2) х 100),%

0,3

12,3

27,8

+27,5

7. Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задол­женностью ((стр. 2/стр. 3) х 100), %

64,1

82,7

85,5

+21,4

Многие предприятия переживают сейчас острый дефицит денежных средств. Первыми признаками данного дефицита являются:

• отрицательное значение чистого оборотного капитала (оборотные активы < краткосрочных обязательств;

• отрицательный денежный поток (приток денежных средств меньше их отто­ка за период).

Важнейшие причины дефицита денежных средств на предприятиях России по­казаны на рис. 5.5.

Скидки с цены товара, предоставляемые поставщиком (производителем) по­купателю при более ранней его оплате, позволяют изготовителю высвободить де­нежные средства для нового производственного цикла или выгодно инвестиро­вать их до начала нового цикла. При разработке системы скидок следует помнить, что размер предоставляемой скидки с цены товара (Сц) не должен превышать среднюю ставку по банковским кредитам (Сбк) на аналогичный период времени (Сц < С6к). Частичная предоплата покрывает издержки изготовителя (на сырье и материалы, оплату труда рабочих). Полная предоплата позволяет возместить все издержки и получить приемлемую прибыль в результате реализации продук­ции.

С точки зрения притока дополнительных денежных средств управление ассор­тиментом выпускаемой продукции означает его оптимизацию с целью увеличе­ния объема продаж либо продукции с наилучшими показателями инкассации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5