Условия возникновения и регулирования дефицита (излишка) денежных средств
и кредиторской задолженности по ОАО
Показатели |
На начало предыдущего года |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
Изменение за период (+ или -) |
1. Оборотные активы, млн. руб. |
2050,2 |
2420,4 |
2636,2 |
+586,0 |
2. Общая величина дебиторской задолженности, млн. руб. |
644,0 |
924,7 |
1006,3 |
+362,3 |
2.1. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
2,0 |
113,5 |
279,8 |
+277,8 |
2.2. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
642,0 |
811,2 |
726,5 |
+84,5 |
3. Кредиторская задолженность, млн. руб. |
1004,6 |
1117,7 |
1177,1 |
+172,5 |
4. Удельный вес дебиторской задолженности в оборотных активах ((стр.2/стр. 1)х100),% |
31,4 |
38,2 |
38,2 |
+6,8 |
5. Рекомендуемая величина дебиторской задолженности, % |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
— |
6. Доля просроченной дебиторской задолженности в ее общем объеме ((стр. 2.1/стр. 2) х 100),% |
0,3 |
12,3 |
27,8 |
+27,5 |
7. Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью ((стр. 2/стр. 3) х 100), % |
64,1 |
82,7 |
85,5 |
+21,4 |
Многие предприятия переживают сейчас острый дефицит денежных средств. Первыми признаками данного дефицита являются:
• отрицательное значение чистого оборотного капитала (оборотные активы < краткосрочных обязательств;
• отрицательный денежный поток (приток денежных средств меньше их оттока за период).
Важнейшие причины дефицита денежных средств на предприятиях России показаны на рис. 5.5.
Скидки с цены товара, предоставляемые поставщиком (производителем) покупателю при более ранней его оплате, позволяют изготовителю высвободить денежные средства для нового производственного цикла или выгодно инвестировать их до начала нового цикла. При разработке системы скидок следует помнить, что размер предоставляемой скидки с цены товара (Сц) не должен превышать среднюю ставку по банковским кредитам (Сбк) на аналогичный период времени (Сц < С6к). Частичная предоплата покрывает издержки изготовителя (на сырье и материалы, оплату труда рабочих). Полная предоплата позволяет возместить все издержки и получить приемлемую прибыль в результате реализации продукции.
С точки зрения притока дополнительных денежных средств управление ассортиментом выпускаемой продукции означает его оптимизацию с целью увеличения объема продаж либо продукции с наилучшими показателями инкассации.