Анализ потока денежных средств
В случае если денежный поток по предприятию в целом положительный, то следует обратить внимание, не является ли это следствием привлечения крупных кредитов и займов либо получения средств из централизованных источников или привлечения новых акционеров.
Последствия отрицательного денежного потока или его недостаточного объема (с устойчивой тенденцией к снижению) следующие:
• для получения необходимых денежных средств предприятие стремится реализовать или сдать в аренду неиспользуемое в хозяйственной деятельности имущество (активы);
• недостаток средств также восполняется за счет получения дополнительных банковских и коммерческих кредитов;
• в необходимых случаях сокращается объем производства и сбыта продукции (работ и услуг).
В результате происходит изменение структуры пассивов и активов, снижается уровень финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования. В дальнейшем оно вынуждено откладывать неотложные платежи (персоналу, контрагентам, бюджету), что выражается в росте кредиторской задолженности, особенно просроченной.
Организация постепенно становится неплатежеспособной, и банкротство является для нее наиболее реальным прогнозом.
Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, так как отрицательное сальдо по одному виду деятельности компенсируют положительным сальдо по другому его виду.
К процессу управления общим денежным потоком предъявляют следующие требования:
• продавать как можно быстрее и по разумным ценам; цена продажи включает в себя не только реальные денежные расходы, но и амортизацию основных средств и нематериальных активов (некассовую статью), которая на практике увеличивает денежный поток;
• как можно больше ускорять оборачиваемость оборотных активов, избегая их дефицита, что может привести к снижению объема продажи товаров (услуг);
• как можно быстрее собирать денежные средства у дебиторов, не забывая, что чрезмерные требования ко всем покупателям могут привести к снижению будущего объема продаж; для ускорения получения денег от дебиторов целесообразно использовать скидки с цен на товары и услуги;
• постараться достичь приемлемых сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для будущей деятельности предприятия, использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.
Разделение деятельности предприятия на три вида (текущая, инвестиционная и финансовая) очень важно в практике России, так как благоприятный (близкий к нулю) совокупный денежный поток может быть достигнут за счет элиминирования или покрытия отрицательного денежного потока по текущей деятельности, притока денежных средств от продажи активов или привлечения краткосрочных банковских кредитов. В данном случае величина денежного потока скрывает реальную убыточность деятельности предприятия.
Следует отметить, что в западных корпорациях разработана эффективная система управления дебиторской задолженностью, денежными средствами и кредиторской задолженностью, которая предусматривает:
• синхронизацию денежных потоков (притока и оттока денег), т. е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности, это позволяет снизить остаток денежных средств на расчетном счете, сократить объем привлечения заемных средств от кредиторов и расходы по обслуживанию долга;
• снижение объема денежных средств, находящихся в пути (использование электронных денег), а также электронных чековых переводов;
• контроль выплат за счет централизации расчетов в головной финансовой компании, применение счетов с нулевым сальдо; средства с этих счетов автоматически переводят в ликвидные ценные бумаги, если имеет место их избыток, и наоборот, если наблюдается их дефицит; на практике нередко недостаток денежной наличности восполняют посредством соглашения с банком об овердрафте; на счете с нулевым остатком нет необходимости постоянно держать денежные средства; операции на счете обычно проводят за комиссионное вознаграждение в пользу банка;
• продажу дебиторской задолженности (со скидкой — дисконтом) специальным факторинговым компаниям или банкам;
• немедленную выписку счетов при продаже больших партий товаров;
• отсрочку в уплате денежных средств покупателями для стимулирования спроса на товары предприятий-изготовителей;
• скидки с цены товаров, предоставляемые продавцом покупателю при до срочной оплате товара за наличные денежные средства (спонтанное финансирование);