Финансовое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности и выбора финансовой стратегии предприятия
Различия в реализации финансовой стратегии на этих уровнях определяются:
• неадекватными стратегическими целями;
• масштабом деятельности и емкостью контролируемого рынка (его сегмента);
• выполняемыми функциями;
• факторами внешней среды (налоговые, антимонопольные, денежно-кредитные, таможенные и др.).
Принципы моделирования финансовой стратегии:
• соответствие экономическим законам;
• последовательность реализации;
• учет организационной структуры предприятия;
• вариантность.
Этапы формирования модели финансовой стратегии:
1.Описание предприятия как открытой системы.
2.Определение целей.
3.Разработка вариантов финансовой стратегии.
4.Установление критериев отбора вариантов.
5.Выбор наилучшего варианта модели.
6.Детализация выбранного варианта.
7. Оформление финансовой стратегии в форме документа. Описание предприятия как открытой системы включает:
• определение границ предприятия на сегментах рынка;
• анализ финансового потенциала;
• изучение рынка продуктов и услуг;
• прогноз будущего финансового состояния;
• сопутствующие коммерческие риски.
Риском финансовой стратегии называют вероятность нежелательного развития событий, что приводит к недополучению прибыли, дохода или потере капитала.
При прогнозировании финансовой стратегии важно учесть финансовые резервы внутри предприятия (резервный капитал, резервы по сомнительным долгам, оценочные резервы по товарно-материальным ценностям, резервы предстоящих расходов и др.).
Для формирования финансовой стратегии стоит придерживаться следующих сценариев:
1.Оптимистический — наиболее благоприятный.
2.Пессимистический — наихудший вариант.
3.Наиболее вероятный (оптимальный) — занимает промежуточное положение между двумя первыми.
Варианты финансовой стратегии оценивают по:
• степени достижения цели бизнеса;
• экономической эффективности (результативности);
• надежности реализации;
• социальной и экологической направленности;
• технической осуществимости и др.
Финансовую стратегию подкрепляют следующими программами и проектами:
• прогноз изменения в ассортименте товаров и услуг;
• изучение географии потребителей продукции (услуг) и поставщиков материальных ресурсов;
• объем инвестиций;
• источники финансирования инвестиционных проектов и программ и сроки их реализации;
• система экономических нормативов, отражающих результативность поставленных целей;
• создание системы внутрифирменного финансового контроля за реализацией финансовой стратегии.
Таким образом, финансовое моделирование деятельности предприятия базируется на прогнозном анализе и использовании соответствующих стратегий, направленных на достижение поставленных целей и задач.