Финансовое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности и выбора финансовой стратегии предприятия
Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:
1.Анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях.
2.Выбор методов, с помощью которых можно решить поставленные задачи.
3.Оценка полученных результатов.
Финансовое моделирование реализуют на базе расчетов, из которых выводят текущие и будущие последствия тех или иных факторов. Благодаря развитию ЭВМ и компьютерных технологий финансовые модели используются многими российскими предприятиями (например, для построения операционных и финансовых бюджетов).
Однако область применения моделей шире, чем разработка бюджетов. Их используют при определении потребности предприятия в оборотных средствах, при оценке эффективности инвестиционных проектов и финансовых активов.
Финансовое моделирование можно систематизировать следующим образом:
• финансовая стратегия и тактика;
• финансовое прогнозирование и анализ;
• изучение эффективности инвестиционных проектов;
• ипотечно-инвестиционный анализ;
• анализ курса валют;
• прогноз потребности в оборотном капитале;
• планирование производственной программы;
• анализ по системе «издержки — объем продаж — прибыль» (CVP-анализ);
• анализ и прогноз денежных потоков;
• анализ и прогноз коммерческих рисков.
Определение переменных величин — ключевой элемент в формировании соответствующих моделей.
Переменные величины бывают трех типов:
• описывающие деятельность предприятия в целом (α);
• характеризующие внешние условия (х);
• описывающие конечные результаты деятельности (y).
Переменные (α) называют контролируемыми, т. е. на их величину менеджеры предприятия могут оказывать непосредственное влияние (например, денежные потоки, оборотный капитал, дебиторская и кредиторская задолженность, амортизационные отчисления, налоги, слияния и поглощения и др.).
Переменные, характеризующие внешние условия (х), соответствуют факторам, действующим на предприятие из внешней среды и не поддающимся управлению (курс национальной валюты, политические, экономические и иные факторы).
Переменные, отражающие конечный результат деятельности предприятия (у), обусловлены внутренними условиями (статьи бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств, инвестиционного бюджета).
Модель финансовой стратегии характеризует систему методов (моделирование, анализ, планирование, прогнозирование, реструктуризация, диверсификация и др.), при помощи которых она реализуется.
Данная модель может включать в себя следующие блоки:
• цель и задачи;
• уровни реализации;
• внутренние и внешние факторы;
• инструменты реализации;
• эффективность выбранной модели и т. д.
Предприятие добивается своих целей, когда финансовые отношения соответствуют внутренним возможностям и восприимчивы к внешним социально-экономическим условиям.
Уровни реализации финансовой стратегии — предприятие (корпорация) в целом, филиалы, бизнес-единицы, центры финансовой ответственности, бизнес-процессы.