Совершенствование планирования расходов на развитие транспорта в Российской Федерации
- исключение бюджетного финансирования потенциально конкурентных между собой инвестиционных проектов;
- расширение среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития транспортного комплекса;
- совершенствование межбюджетных отношений в соответствии с уточнением ответственности и полномочий органов государственного управления различных уровней.
Бюджетное финансирование транспортного сектора экономики должно носить минимально необходимый характер. Участие государства в транспортной сфере должно ограничиваться только обеспечением и гарантией безопасности, а также предоставлением транспортных услуг в отдаленных регионах.
Для реализации задачи замещения государственных пакетов акций в предприятиях транспорта необходимо осуществить их приватизацию. Передача транспортных систем в руки частных инвесторов, должна быть осуществлена в течение двух-трех лет.
Сегодня с грузопотоками, в первую очередь, нефти, зерна, угля транспортная сеть России уже не справляется, она отстает от развития рынка.
Можно предложить создать единую систему управления транспортом:
- единые правовые инструменты,
- единые правила бюджетного финансирования,
- одинаковые условия межвидовой конкуренции для всех участников рынка.
В то же время государственное управление транспортным комплексом не является самоцелью. Государство должно участвовать в транспортном секторе экономики, поскольку он является одним из главных элементов национальной безопасности. Это должно быть учтено и при планировании расходов на транспорт, в целом, в перспективной транспортной политике.
Государственный бюджет не сможет в полном объеме финансировать развитие и поддержание автодорожной сети в России. В этой сфере необходимы частно - государственное партнерства.
Объем ежегодных средств, необходимых только на развитие и обеспечение безопасного функционирования автодорожной сети, в 2015 году составит более 1,5 триллиона рублей, а за следующие 10 лет эта цифра увеличится более чем в пять раз и к 2025 году составит почти 8,5 триллионов.
Это слишком большие расходы для бюджета России. Именно поэтому в своем бюджетном послании Федеральному собранию глава государства особое внимание уделил возможностям привлечения частного софинансирования для развития автодорожной сети и аэропортовой инфраструктуры России.
Так же следует отметить, что практически во всех докладах о результатах и основных направлениях деятельности министерства наблюдается низкий уровень обоснованности целевого уровня показателей.
Практически для всех показателей приводятся лишь их наименования и значения без обоснования, почему субъект бюджетного планирования планирует при реализации описанных в докладе бюджетных целевых программ и непрограммных мероприятий, с учетом рассмотренных рисков достигнуть именно этих значений показателей.
Во многих случаях невозможно получить представление о том, насколько планируемая динамика показателей является естественной или ее планируется достигнуть с учетом планируемых действий субъектов бюджетного планирования.
Представляется необходимым существенно доработать требования к СБП по выбору значений целевых показателей и их обоснованию, сделав это обязательной частью доклада.
Применительно к ступени контроля и отчетности требуется обеспечить правовое решение проблемы рациональной открытости фактических расходов на развитие транспорта, возможность осуществления гражданского контроля в этой области.
Публиковать отчеты о расходах на развитие транспорта в объеме, не меньшем, чем публикуется бюджет. Обеспечить рассмотрение Государственной Думой отчетов o расходах на транспорт, которые представляются Россией в международные организации, и публиковать их для граждан России.
Ежегодно, не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме проекта соответствующего федерального закона[7,c.18].
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.
Общее заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ oб исполнении федерального бюджета должно составить ряд частных заключений: по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета.