Совершенствование планирования расходов на развитие транспорта в Российской Федерации
Сложившаяся налоговая система в целом выполняет свою функцию - пополнение бюджета финансовыми ресурсами. Транспорт является одним из важнейших источников пополнения бюджетов всех уровней.
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий транспортного комплекса в целом возрастают, а их размеры сопоставимы с налоговыми поступлениями ведущих промышленных отраслей. Такое положение имеет ряд принципиальных отрицательных аспектов с учетом особенностей транспорта как инфраструктурной отрасли.
В то же время существующая налоговая система препятствует реализации сценария ускоренной диверсификации экономики – в ней не предусмотрено достаточных мер по стимулированию инвестиционной активности, научных исследований и разработок.
Совершенствование налоговой системы должно включать следующие направления:
- оптимизация налоговой нагрузки на транспортные организации. Высокая налоговая нагрузка на транспортные организации влечет за собой вынужденный рост транспортных тарифов, ограничивает инвестиционные возможности транспорта, сдерживает развитие отраслей транспортного машиностроения, снижает конкурентоспособность российских товаров и перевозчиков на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг. В конечном итоге, все дополнительные издержки транспорта перекладываются на граждан России и товаропроизводителей, сдерживая экономическое развитие и способствуя инфляционным процессам.
- учет специфики налогообложения в отдельных секторах транспортной отрасли. Структуру и практику налогообложения транспортных организаций в России нельзя признать полностью отвечающей специфике транспорта. В частности, налогообложение должно учитывать экономические особенности отдельных видов транспорта, учитывать их тесную взаимосвязь с международными рынками транспортных услуг и зависимость от налоговых и правовых режимов, применяемых на этих рынках.
- переход к дифференцированной системе налогообложения. Необходимо осуществить переход от фискально-ориентированной системы к налогообложению, отражающему баланс интересов государства, пользователей транспорта и транспортных организаций
Совершенствование бюджетного процесса должно быть направлено на развитие рыночных отношений в сфере транспорта, поддержание инфраструктуры в необходимом состоянии для эффективного осуществления государственных функций, обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.
Бюджетное финансирование транспортного сектора должно носить минимально необходимый характер и направляться на:
- обеспечение выполнения в транспортной сфере государственных функций;
- гарантированное поддержание в работоспособном состоянии и простое воспроизводство объектов транспортной системы, находящихся в государственной собственности;
- гарантированное финансирование закрепленных в нормативных актах государственных обязательств, в том числе – по финансированию выданных федеральными и региональными властями "социальных мандатов";
- стимулирующее или долевое финансирование важнейших проектов, связанных с ликвидацией "узких мест" в транспортной инфраструктуре, в том числе – в форме бюджетного обеспечения иностранных или коммерческих заимствований;
- целевое субсидирование отдельных видов транспортной деятельности.
- компенсацию потерь доходов владельцев инфраструктуры, перевозчиков, возникших в результате государственного регулирования тарифов;
- выполнение мероприятий по поддержке мобилизационной готовности транспортных формирований.
Совершенствование бюджетной политики в отношении транспорта осуществляется в следующих направлениях [17]:
- сокращение объема бюджетных средств, направляемых на прямое субсидирование - по мере структурного реформирования и повышения экономической эффективности субсидируемых видов деятельности;
- при субсидировании отдельных видов деятельности - переход от покрытия издержек транспортных операторов к закупке транспортных услуг или к адресной компенсации расходов потребителей транспортных услуг;
- увеличение доли инициирующего или частичного бюджетного финансирования инвестиционных проектов с участием частного капитала (или бюджетов субъектов Российской Федерации) в случае финансирования из федерального бюджета;
- реализация программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования транспортных проектов;
- отказ от поддержки коммерчески окупаемых проектов;