Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов
Проведенные расчеты с использованием предложенного подхода, дали возможность сделать некоторые обобщения. В практике проектирования:
а) сводного бюджета Украины наиболее достоверными являются следующие показатели: собственные поступления бюджетных учреждений, местные налоги и сборы, налог с доходов наемных работников. Низкой (недостаточной) является достоверность проектирования вывозной пошлины, ввозной пошлины, доходов от операций с капиталом, налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость, рентной платы. Чаще всего плановый показатель превышает фактический по следующим статьям: акцизный сбор с произведенных в Украине товаров, вывозная пошлина, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, рентная плата, доходы от операций с капиталом (то есть имеет место недополучение доходов). Чаще всего фактический показатель превышает плановый по следующим статьям: налоги на собственность, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи, налог с доходов физических лиц, местные налоги и сборы, собственные поступления бюджетных учреждений (то есть имеет место превышение доходов);
б) государственного бюджета Украины наиболее достоверными являются следующие показатели: налог с доходов физических лиц, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, акцизный сбор с произведенных в Украине товаров. Низкой (недостаточной) является достоверность проектирования вывозной пошлины, собственных поступлений бюджетных учреждений, доходов от операций с капиталом. Чаще всего плановый показатель превышает фактический по таким статьям: акцизный сбор из произведенных в Украине товаров, вывозная пошлина, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, рентная плата (то есть имеет место недополучение доходов). Чаще всего фактический показатель превышает плановый по таким статьям: налог на прибыль предприятий, собственные поступления бюджетных учреждений, доходы целевых фондов (то есть имеет место превышение доходов);
в) местных бюджетов Украины наиболее достоверными являются следующие показатели: налог с доходов физических лиц (в том числе налог с дохода наемных работников), плата за землю, местные налоги и сборы. Низкой (недостаточной) является достоверность проектирования налога на прибыль предприятий, доходов от собственности и предпринимательской деятельности, собственных поступлений бюджетных учреждений, доходов от операций с капиталом, доходов целевых фондов. Чаще всего плановый показатель превышает фактический по следующим статьям: акцизный сбор с произведенных в Украине товаров, доходы от операций с капиталом, доходы целевых фондов (то есть имеет место недополучение доходов). Чаще всего фактический показатель превышает плановый по следующим статьям: налоги на собственность, плата за землю, сборы за специальное использование природных ресурсов, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи, собственные поступления бюджетных учреждений (то есть имеет место превышение доходов);
г) органы центральной и местной власти пытаются занизить плановые показатели налоговых поступлений, закрепленные за соответствующими бюджетами (в частности, фактические показатели налоговых поступлений чаще, чем другие показатели, превышают плановые). Недостаточная достоверность проектирования показателей налоговых поступлений, которые являются наиболее существенными в структуре налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, акцизный сбор), – значительный риск отечественной системы бюджетного планирования.
На наш взгляд, предложенный методический подход может применяться при обобщающей оценке обоснованности проектов бюджетов разного уровня. Он дает возможность выявить наиболее проблемные места в проектировании бюджетов разного уровня (в разрезе отдельных статей) и сформировать на этой основе предложения относительно перспектив методологического обеспечения соответствующих проектных работ на будущее.